По произведению М.ГОРЬКОВ ДЕТСТВО ,
В тетради составляем таблицу о бабушке и дедушке по заданию - см. ниже
Маленького Алешу окружают разные взрослые люди: мать, бабушка, дед, дядья. Распределите слова-характеристики, относящиеся к бабушке и деду. Каждую характеристику пишем с новой строчки
Бабушка:
Дед:
Молчит; обжигающие глаза; говорила, выпевая слова; празднично одетый; ситцевая рубаха измята; на штанах большие заплаты; добрая, приветливая улыбка; умные и зоркие зеленые глаза; складный, точеный, острый; темное, железное лицо; сказки сказывает тихо, таинственно; не плясала, а словно рассказывала что-то; небольшой, сухонький старичок; нюхала табак из черной табакерки; тяжелая корона заплетенных светлых кос; говорил быстро; квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой; отдаленно и неприветливо смотрят прямые серые глаза; реял коршуном, метался золотым стрижом; человек силы сказочной; плыла по полу бесшумно, разводя руками; хмуро улыбалась; самый близкий, понятный и дорогой человек; раскосые веселые глаза; темная, но светилась изнутри; старый, вытертый, глухой жилет; черная полоска молодых усов; темные, как вишни, зрачки; двигалась легко и ловко, точно большая кошка; золотистая, шелковая рубаха; пел баском песни; носил штаны.
В конце таблицы на основе проделанной работы формулируем и записываем вывод: какой предстает бабушка? каким предстает дед? в повести (много писать не надо - 2-3 предложения).
-Ой, а где ж это я?-удивился Олег.
-В стране Морфемы. Меня зовут Корень, я- самая важная часть слова, и по совместительству твой экскурсовод на сегодня, Олег. Что же тебя интересует?
-Ох, уважаемый Корень, не могли бы вы просветить меня в мир окончания?-смущенно спросил мальчик.
-Ну конечно! Окончание, конечно, не самая важная часть слова, но оно позволяет изменять его как угодоно! Была у нас история- исчезло окончание. Пропало без следа. И никто не мог его найти, и такая неразбериха случилась- это просто ужас какой-то!.Люди разговаривали друг с другом как с иностранцами!
-А как это?-удивился Олег.
-Нууу, например: "Простить, не ваш ли это перчатк?" "О да, конечно это мой перчатк Вам больш!"
-Ого! Оказывается, окончание очень важно!
-Хах, ну еще бы!
-Олжа! Просыпайся, в школу опоздаешь,- послышался вдруг сладкий мамин голос.
Олежа по приходу в школу вспомнил всё, что ему рассказывал Корень, и написал контрольную/сочинение на пятёрку!
В этом стихотворении автор выразил целую гамму чувст и мыслей:
С одной стороны сочувствие и жалость к школьнику, к его семье, которая собрала последние деньги на учебу. Автор высказывает предположение о том, из какой семьи этот ребенок, как собирали деньги.
С другой стороны он солидарен с правильностью выбранного пути: пробиться в жизни ребенок из бедной семьи может только своим трудом, знаниями. При этом проводится параллель с Ломоносовым как примером величия и самобытности потенциала русского человека из народа. Можно почувствовать гордость за такого школьника, оценить то, что Некрасов выделяет взаимосвязи и расширяет границы, думая о многих таких ребятах, избравших трудную дорогу знаний дорогой своей жизни.