По следам прочитанного
Айвенго
Почему простые зрители сразу встали на сторону неизвестного рыцаря? Чем он вызвал их сочувствие?
Как проходил поединок между Буагильбером и рыцарем Лишенным Наследства? О чем соперники говорили перед боем? За что неизвестный рыцарь поднял кубок после победы над храмовником и перед битвой с другими рыцарями?
Кто стал королевой турнира? Почему этот выбор зрители оценили по-разному?
Почему сэр Седрик, леди Ровена и рыцарь Лишенный Наследства отказались от приглашения принца Джона и не пошли на пир?
«Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. И вся её поэзия связана с русским крестьянством, представленным здесь в личностях очень разных, но одинаково самобытных и привлекательных.
Книгу открывает знаменитый рассказ «Хорь и Калиныч» . Чем же он всех читателей потряс при первом своём появлении в журнале? Это портреты двух друзей, эпически спокойного, уверенного в себе, крепкого хозяина и хитрого торговца, главы большой семьи Хоря и весёлого, кроткого мечтателя Калиныча. Это очень разные живые люди, умеющие мыслить и чувствовать. Самая дружба их трогательна, вплоть до букетика цветов, подаренных Калинычем Хорю. Потрясло всех тогда то, что крепостные в изображении Тургенева — такие же люди, как все. Особенно удивило то, что писатель сравнил Хоря с великим эпическим поэтом Гёте, а Калиныча — с другим великим немецким поэтом, но лириком — Шиллером. Поэтом и философом изображён и божий странник Касьян с Красивой Мечи, знающий народные предания и легенды, вспоминающий о вещей птице Гамаюн, умеющий лечить травами и тонко чувствующий поэзию природы и ценность неповторимой жизни любого живого существа.
Именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией, будь то мечтательно-лирическая натура обо всех болеющего душой деревенского чудака (таких людей в народе называли юродивыми) и святого Касьяна с Красивой Мечи или из древнерусского жития вышедшая, олицетворяющая народное спокойное долготерпение грешная и святая Лукерья из «Живых мощей» . Поэзия есть и в самой смерти человека из народа, умирающего просто и достойно. В «Певцах» проникновенно говорится о Якове Турке и его замечательном даре песнопения: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» .
«Бежин луг» — гениальное стихотворение в прозе о мечтающих о тайнах жизни крестьянских мальчиках, а о дворянах и их жизни таких поэтических страниц написать нельзя. Крестьяне же живут и умирают в единстве с великой прекрасной природой, которая делает русскую песню бескрайней и вольной, как степь и небо.
Тургеневская книга полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Всё здесь объёмно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Французский писатель Альфонс Доде оценил богатство лирической прозы своего русского друга: «У большинства писателей есть только глаз, и он ограничивается тем, что живописует. Тургенев наделён и обонянием и слухом. Двери между его чувствами открыты
история отношений между Онегиным и Татьяной.
Татьяна появляется не на первых страницах романа, а значительно
позже. Вероятно, это не случайно. Сначала автор дает возможность
читателю познакомиться с главным героем и узнать его.
До встречи с Татьяной нам уже многое известно об Онегине. Это
молодой человек, приехавший в деревню, потому что, во-первых,
он должен был ухаживать за своим заболевшим дядюшкой, а во-
вторых, и это более важно, потому что жизнь в Петербурге среди
светского общества ему надоела. Ничего, кроме скуки и разочарования,
в нем не вызывали дни, проводимые в столице - каждый день
был похож на предыдущий, а новый ничего не обещал. Еще автор
представляет нам Онегина как своего приятеля и, наверное, поэтому,
может так подробно рассказать и о его детстве, воспитании, привычках,
особенностях характера. Пушкин не приукрашивает своего
героя, но нельзя не отметить и явной симпатии, с которой автор рассказывает
о герое. На основании всего рассказанного можно сделать вывод,
что Онегин отличается от людей, принадлежащих к светскому обществу,
как в Петербурге, так и в деревне: везде он прослыл «чудаком».
Затем на страницах романа появляется Татьяна Ларина. С первых
же строчек становится ясно, что для автора эта героиня очень
дорога, он и не пытается скрывать от читателя свою любовь к Татьяне:
«простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...» Чем же
этот образ так дорог автору?
Татьяна - «милый идеал», она не такая, как все светские молодые
девушки. Характеристика Татьяны дается как бы от «обратного» -
Пушкин говорит, чего нет в Татьяне. В ней нет красоты, кокетства,
жеманства, неискренности, неестественности. А дальше автор объясняет
читателю, почему в одной семье оказались такие непохожие
сестры. Оказывается, еще с детства Татьяна отличается от своих
сверстниц: она шумным играм предпочитает уединение, она не любит
играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать
рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает
природу, эта душевная чуткость, по мнению автора, делает Татьяну
скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
Татьяна в чем-то похожа на Онегина - стремлением к одиночеству,
желанием понять себя и разобраться в жизни, но в ней можно заметить
и некоторые черты, сходные с поэтом-романтиком Ленским -
вера в идеальное счастье, в любовь, создание в своем воображении
милого образа. Не случайно в своем письме к Онегину она напишет:
«Ты лишь вошел, я вмиг узнала...»
Итак, судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем
если для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот
желанный и единственный, то Онегина Татьяна заинтересовала лишь
постольку, поскольку в деревенской глуши он увидел то, что не встречал
в светских салонах Петербурга - а именно: искренность и чистоту
души. После первого посещения дома Лариных Онегин обращает