1.Эраст – основной персонаж произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Он обладал добрым сердцем, но по характеру был ветреным и несерьезным. В герое сочетаются положительные и отрицательные качества, что говорит о неоднозначности образа. Такое описанные автор применил для того, чтобы показать реалистичность событий повести.
2. Молодой человек дворянских кровей всегда находился в поиске удовольствий, развлечений и новых ощущений.
3. Эраст - молодой человек, хорошо одетый и приятный на вид: У него доброе лицо и нежные, приятные глаза: На досуге Эраст читает книги: обладает изрядным умом.
4. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи,
5. Ведет жизнь настоящего барина, любит развлекаться и нередко играет в азартные игры (проиграл всё имение, в то время как должен был воевать), читает романы и идиллии. Плохо влияет на Лизу.
6. Мораль он признавал, но часто отступал от ее принципов, руководствуясь лишь собственными желаниями. Считает богатство основополагающим фактором веселой, счастливой жизни. Ради богатства женился на пожилой женщине, которую не любил.
7. Все помыслы его были высоконравственными, но поступки противоречили этому.Чувственный, порывистый, сентиментальный переживать.Любовь — как развлечение. В отношениях с Лизой им движет страсть. Когда никаких запретов больше нет, он быстро охладевает.Эрасту хватило силы духа признать себя виновным в гибели девушки. Но все же не хватило силы духа сказать ей правду.
8. ЛИза любит Эраста настолько, что после предательства конает жищнь самоубийством. мать Лизы - общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство.
9. Отношение автора к Эрасту нельзя назвать полностью негативным. Автор его скорее жалеет, чем осуждает. Он считает, что Эраст не коварный злодей, а «вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный», не понять и оценить глубокого чувства чистого сердца Лизы. Бросая её, Эраст не понимал, что без него она уже не сможет существовать. Узнав о печальной кончине Лизы, Эраст так и не простил себя. До самой смерти он страдает и «почитает себя убийцею».
Высокое мастерство показал Карамзин в описании психологии героев. Эта простая лирическая повесть учит нас не только чувствовать, но сопереживать и жалеть других людей.
Y обучающие: анализируя текст рассказа Л. Н. Тол- стого «Кавказский пленник», научить школьников характеризовать героев литературного произведе- ния по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; y развивающие: развивать умение обучающихся ори- ентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, ар- гументированно отстаивать свою точку зрения; y воспитательные: формировать нравственную по- зицию обучающихся; закладывать основы нравствен- ного поведения; развивать эмпатию как сочувствовать, сопереживать; прививать эстетиче- ские ценности; воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур и народов; про- буждать интерес семиклассников к духовному миру героев литературы, литературных произведений о духовной красоте и внутреннем богатстве лично- сти, к творчеству Л. Н. Толстого — классика русской и всемирной литературы. Оборудование: на одной из досок мелом нарисова- ны герои рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилин и Дина на фоне гор, на второй — написаны тема урока, эпиграф, начерчены два пересекающихся круга (заготовка диаграммы Венна); тексты рассказа Л. Н. Тол- стого «Кавказский пленник», рабочие тетради, цветная бумага, клей, ножницы, листы бумаги формата А4. Тип урока: урок изучения нового материала. Насколько человек побеждает страх, настолько он человек. Т. Карлейль ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА Вступительное слово учителя — В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить художественное развитие человечества. Всё новые и новые поколения нахо- дят в них отклик своим мыслям и чувствам, наде- ждам и тревогам. К таким вечным нашим спутни- кам принадлежат великие творения классика рус- ской и всемирной литературы Льва Толстого. Максим Горький однажды сказал о Толстом: «Нет человека более достойного имени гения, бо- лее сложного, противоречивого и во всём прекрас- ного…» Согласиться или оспаривать эту мысль можно, только знакомясь с творчеством писателя. Сегодня мы будем говорить о замечательном про- изведении, в котором автор поднимает важные нравственные проблемы,— рассказе «Кавказский пленник», написанном в марте 1872 года. ІII. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психологический эксперимент Методический комментарий. Прежде чем начать обсуждение эпиграфа, учитель просит нескольких школьников выйти к доске. Обычно выходят не- многие, ведь непонятно, зачем. Беседуя с ними, учитель акцентирует внимание на том, что реше- ние они приняли самостоятельно, оказавшись пе- ред выбором: выходить к доске или остаться за пар- той. Таким образом подводим обучающихся к мы- сли о том, что в жизни человека часто возникает проблема выбора. Какое решение он принимает в сложной ситуации, зависит исключительно от его духовных качеств и от того, насколько он может по- бороть страх. Далее зачитываем эпиграф, слова То- маса Карлейля, британского писателя, публициста, историка и философа, и предлагаем обучающимся разобраться в справедливости этого высказывания, работая с текстом рассказа Л. Н. Толстого «Кавказ- ский пленник». IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Ролевая игра «Интервью с писателем» Методический комментарий. Игра позволит вос- становить в памяти учащихся эпизоды биографии известного русского писателя, связанные с исто- рией написания рассказа «Кавказский пленник». Один учащийся играет роль Л. Н. Толстого, дру- гие — задают ему вопросы. Возможные вопросы и предполагаемые ответы У ч а щ и й с я. Какие исторические события лег- ли в основу произведения? Толстой. В середине ХIХ в. на Кавказе шла кровопролитная война, которая продолжалась бо- лее 20 лет. Царь Николай I отправил свои войска завоёвывать кавказские земли. Однако жившие там горские народы оказывали серьёзное сопротивле- ние. На крутых горных дорогах, в ущельях и лесах, на переправах горцы нападали на русских солдат и офицеров и брали их в плен. Эти события и лег- ли в основу многих моих кавказских произведений, в частности рассказа «Кавказский пленник». У ч а щ и й с я. Вы принимали участие в боевых действиях на Кавказе?
Эраст
1.Эраст – основной персонаж произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Он обладал добрым сердцем, но по характеру был ветреным и несерьезным. В герое сочетаются положительные и отрицательные качества, что говорит о неоднозначности образа. Такое описанные автор применил для того, чтобы показать реалистичность событий повести.
2. Молодой человек дворянских кровей всегда находился в поиске удовольствий, развлечений и новых ощущений.
3. Эраст - молодой человек, хорошо одетый и приятный на вид: У него доброе лицо и нежные, приятные глаза: На досуге Эраст читает книги: обладает изрядным умом.
4. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи,
5. Ведет жизнь настоящего барина, любит развлекаться и нередко играет в азартные игры (проиграл всё имение, в то время как должен был воевать), читает романы и идиллии. Плохо влияет на Лизу.
6. Мораль он признавал, но часто отступал от ее принципов, руководствуясь лишь собственными желаниями. Считает богатство основополагающим фактором веселой, счастливой жизни. Ради богатства женился на пожилой женщине, которую не любил.
7. Все помыслы его были высоконравственными, но поступки противоречили этому.Чувственный, порывистый, сентиментальный переживать.Любовь — как развлечение. В отношениях с Лизой им движет страсть. Когда никаких запретов больше нет, он быстро охладевает.Эрасту хватило силы духа признать себя виновным в гибели девушки. Но все же не хватило силы духа сказать ей правду.
8. ЛИза любит Эраста настолько, что после предательства конает жищнь самоубийством. мать Лизы - общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство.
9. Отношение автора к Эрасту нельзя назвать полностью негативным. Автор его скорее жалеет, чем осуждает. Он считает, что Эраст не коварный злодей, а «вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный», не понять и оценить глубокого чувства чистого сердца Лизы. Бросая её, Эраст не понимал, что без него она уже не сможет существовать. Узнав о печальной кончине Лизы, Эраст так и не простил себя. До самой смерти он страдает и «почитает себя убийцею».
Высокое мастерство показал Карамзин в описании психологии героев. Эта простая лирическая повесть учит нас не только чувствовать, но сопереживать и жалеть других людей.
Объяснение: