Определение «чистое искусство» сложилось в русской критике как отрицательное в 40-50-х годах. Еще о Жуковском и Батюшкове так говорить было нельзя. Чувствовалась большая содержательность их поэзии, позитивные достоинства ее формы. Позднее, по недоразумению и в связи с назойливым подчеркиванием идеологического «консерватизма» Жуковского, это уничижительное определение расползлось и на него как на поэта. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали
То случилось давным-давно. люди тогда умели говорить, да не могли договориться. поэтому каждый жил сам по себе: в одиночку работал, в одиночку строил себе жилище, варил пищу и ел тоже в одиночестве. и разговаривал только сам с собой. но прошло время, и человек узнал, что на земле кроме него есть и другие люди. есть мужчины, есть и женщины. и вот мужчине захотелось поговорить с женщиной, а женщине с мужчиной, но люди не умели объясняться друг с другом. дни шли за днями. желание сойтись поближе все крепло, но как это сделать, люди не знали. и каждый, занимаясь своим делом, стал что-то бормотать себе под нос. вначале шепотом, а потом все громче и громче. сперва их разговор был отрывистый и резкий. отдельные выкрики сотрясали воздух. но вот речь сделалась плавной, люди заговорили нараспев. всяк прислушивался к речам соседа — чем благозвучнее был разговор, тем дружелюбнее глядели люди друг на друга. и люди запели. чуть кто услышит песню, тотчас отвечает тем же. в песне были горе и радость, страдание и надежда. сблизились люди, подружились. стали петь вместе. вот как на земле появилась песня. вот чем стала песня для людей.