я применил схему проппа к сказке про ивана-царевича и серого волка, результат оказался немного непредсказуем. получается, что в этой сказке под видимым и понятным сюжетом скрыт старый, первоначальный, почти незаметный, но при желании реконструируемый исходный сюжет.
сначала посмотрим то, что лежит на поверхности, как текст сказки на верхнем явном уровне очевидно укладывается в схему проппа.
начинается любая сказка с описания некой исходной ситуации. здесь мы видим весьма обычную сказочную ситуацию – было у царя три сына и т.д.
функция 1. один из членов семьи отлучается из дома.
этого в нашей сказке нет.
функция 2. к герою обращаются с запретом.
функция 3. запрет нарушается.
тема запрета присутствует в запрете на поедание яблок в царском саду, этот запрет нарушается жар-птицей. хотя героем сказки жар-птица точно не является.
после нарушения запрета, по проппу, в сказке должен появиться антагонист героя, то есть враг, противник, вредитель. он выведывает какие-то важные сведения, это все представлено в следующих четырех функциях.
функция 4. антагонист пытается произвести разведку.
функция 5. антагонисту сведения о его жертве.
функция 6. антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.
функция 7. жертва поддается обману и тем невольно врагу.
только в нашей сказке эти функции пропущены.
функция 8. антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.
восьмую функцию пропп полагал самой важной, поскольку с нее начинается фактически основная сюжетная линия сказки.
в сказке вред очевиден – жар-птица ворует золотые яблоки. получается, что жар-птица в этой сказке антагонист, или, по крайней мере, орудие антагониста.
функция 9. беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.
функция 10. искатель соглашается или решается на противодействие.
функция 11. герой покидает дом.
иван (и его братья) отправляется на поиски жар-птицы.
функция 12. герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или .
функция 13. герой реагирует на действия будущего дарителя
функция 14. в распоряжение героя попадает волшебное средство.
испытанием можно считать выбор пути у камня на распутье, потерю коня. волшебным средством, несомненно, является серый волк, который сам подходит к герою, затевает разговор, выясняет, что к чему и предлагает свою . все вроде по проппу.
функция 15. герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
иван скачет верхом на сером волке.
функция 16. герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу
функция 17. героя метят
функция 18. антагонист побеждается.
антагонистом в такой трактовке, похоже, можно считать трех царей, владельцев сокровищ – жар-птицы, коня златогривого и елены прекрасной. борьбой с антагонистом тогда являются попытки ивана украсть эти сокровища (неудачно) или добыть их мошенническим путем с серого волка (удачно).
то, что антагонистов оказывается трое, можно отнести за счет того, что их тройственность есть только следствие стандартного сказочного приема утроения. в начальной версии сюжета антагонист, вероятно, был один, и лишь позднее он растроился.
функция 19. начальная беда или недостача ликвидируется.
функция 20. герой возвращается.
иван получает жар-птицу, ради которой он и пустился в путь, и в качестве бонуса – еще коня и барышню.
функция 21. герой подвергается преследованию.
функция 22. герой спасается от преследования.
пострадавшие цари ивана не преследуют, но в дело вступают братья ивана, которые убивают его и присваивают его добычу. ивана оживляет и спасает все тот же серый волк.
функция 23. герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
этого в сказке нет.
функция 24. ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
братья ивана присваивают его заслуги.
функция 25. герою предлагается трудная .
функция 26. решается.
функция 27. героя узнают.
этого в сказке нет.
функция 28. ложный герой или антагонист изобличается.
братья ивана изобличены.
функция 29. герою дается новый облик.
этого в сказке нет.
функция 30. враг наказывается.
братья ивана наказаны.
функция 31. герой вступает в брак и воцаряется.
тут все у ивана в порядке.
очевидно, что в целом сказка про ивана-царевича и серого волка вполне вписывается в схему проппа. не все пропповские функции в ней реализованы, но это для сказок и не обязательно. реальные сказки далеко не всегда отвечают всем требованиям полной схемы сказочной морфологии.
в данном случае, как несложно видеть, реализовано 19 функций (3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19,
перед вами сказка под названием «пропала совесть», которую написал знаменитый писатель салтыков-щедрин. здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.
многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. все герои данного произведения относятся к одной категории людей. здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.
каждый из этих героев уже давно не имеет совести и даже хорошо живут без нее. теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. в этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.
писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. при совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. и стараться не совершать плохого другому человеку. даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.
каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.
а вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. и воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.
и это все должны сделать молодые , которые живут в стране. а начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. у каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.
идея, тема, смысл
источник: анализ сказки пропала совесть салтыкова-щедрина сочинение
ответ:
я применил схему проппа к сказке про ивана-царевича и серого волка, результат оказался немного непредсказуем. получается, что в этой сказке под видимым и понятным сюжетом скрыт старый, первоначальный, почти незаметный, но при желании реконструируемый исходный сюжет.
сначала посмотрим то, что лежит на поверхности, как текст сказки на верхнем явном уровне очевидно укладывается в схему проппа.
начинается любая сказка с описания некой исходной ситуации. здесь мы видим весьма обычную сказочную ситуацию – было у царя три сына и т.д.
функция 1. один из членов семьи отлучается из дома.
этого в нашей сказке нет.
функция 2. к герою обращаются с запретом.
функция 3. запрет нарушается.
тема запрета присутствует в запрете на поедание яблок в царском саду, этот запрет нарушается жар-птицей. хотя героем сказки жар-птица точно не является.
после нарушения запрета, по проппу, в сказке должен появиться антагонист героя, то есть враг, противник, вредитель. он выведывает какие-то важные сведения, это все представлено в следующих четырех функциях.
функция 4. антагонист пытается произвести разведку.
функция 5. антагонисту сведения о его жертве.
функция 6. антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.
функция 7. жертва поддается обману и тем невольно врагу.
только в нашей сказке эти функции пропущены.
функция 8. антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.
восьмую функцию пропп полагал самой важной, поскольку с нее начинается фактически основная сюжетная линия сказки.
в сказке вред очевиден – жар-птица ворует золотые яблоки. получается, что жар-птица в этой сказке антагонист, или, по крайней мере, орудие антагониста.
функция 9. беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.
функция 10. искатель соглашается или решается на противодействие.
функция 11. герой покидает дом.
иван (и его братья) отправляется на поиски жар-птицы.
функция 12. герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или .
функция 13. герой реагирует на действия будущего дарителя
функция 14. в распоряжение героя попадает волшебное средство.
испытанием можно считать выбор пути у камня на распутье, потерю коня. волшебным средством, несомненно, является серый волк, который сам подходит к герою, затевает разговор, выясняет, что к чему и предлагает свою . все вроде по проппу.
функция 15. герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
иван скачет верхом на сером волке.
функция 16. герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу
функция 17. героя метят
функция 18. антагонист побеждается.
антагонистом в такой трактовке, похоже, можно считать трех царей, владельцев сокровищ – жар-птицы, коня златогривого и елены прекрасной. борьбой с антагонистом тогда являются попытки ивана украсть эти сокровища (неудачно) или добыть их мошенническим путем с серого волка (удачно).
то, что антагонистов оказывается трое, можно отнести за счет того, что их тройственность есть только следствие стандартного сказочного приема утроения. в начальной версии сюжета антагонист, вероятно, был один, и лишь позднее он растроился.
функция 19. начальная беда или недостача ликвидируется.
функция 20. герой возвращается.
иван получает жар-птицу, ради которой он и пустился в путь, и в качестве бонуса – еще коня и барышню.
функция 21. герой подвергается преследованию.
функция 22. герой спасается от преследования.
пострадавшие цари ивана не преследуют, но в дело вступают братья ивана, которые убивают его и присваивают его добычу. ивана оживляет и спасает все тот же серый волк.
функция 23. герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
этого в сказке нет.
функция 24. ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
братья ивана присваивают его заслуги.
функция 25. герою предлагается трудная .
функция 26. решается.
функция 27. героя узнают.
этого в сказке нет.
функция 28. ложный герой или антагонист изобличается.
братья ивана изобличены.
функция 29. герою дается новый облик.
этого в сказке нет.
функция 30. враг наказывается.
братья ивана наказаны.
функция 31. герой вступает в брак и воцаряется.
тут все у ивана в порядке.
очевидно, что в целом сказка про ивана-царевича и серого волка вполне вписывается в схему проппа. не все пропповские функции в ней реализованы, но это для сказок и не обязательно. реальные сказки далеко не всегда отвечают всем требованиям полной схемы сказочной морфологии.
в данном случае, как несложно видеть, реализовано 19 функций (3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19,
но. нарушать тот запрет, который важ
объяснение:
напиши все
ответ:
перед вами сказка под названием «пропала совесть», которую написал знаменитый писатель салтыков-щедрин. здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.
многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. все герои данного произведения относятся к одной категории людей. здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.
каждый из этих героев уже давно не имеет совести и даже хорошо живут без нее. теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. в этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.
писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. при совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. и стараться не совершать плохого другому человеку. даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.
каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.
а вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. и воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.
и это все должны сделать молодые , которые живут в стране. а начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. у каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.
идея, тема, смысл
источник: анализ сказки пропала совесть салтыкова-щедрина сочинение
объяснение: