Помните, как культовом советском фильме студент-филолог собирал на Кавказе фольклор? Тогда мы узнали, что он бывает не только народный, но и студенческий. Вообще любая устойчивая группа создает свой фольклор. А армия, четыре года защищавшая родную землю не стала исключением. Твардовский в своем произведении «Василий Тёркин» собрал множество подразделений этого жанра.
Поэма написана простым и понятным каждому читателю языком, автор использует разговорный жанр. Нам встречаются фразеологизмы: ухом не ведет, кривит губы, следит исподтишка, завалящая пила, пошла ловко, спорят горячо. Нарушение ударения: инстрУмент; просторечия: тою, завалящая.
Эпизод «Два солдата» имеет классический сказочный зачин, отличием лишь является война, которая пропитала каждую строфу произведения:
«В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна».
Далее мы встречаем строки очень схожие со строками сказок, где описывается момент ожидания гостя, но здесь вместо гостя снова военная тематика – обстрел:
«А старик как будто ухом
По привычке не ведет.
- Перелет! Лежи, старуха. -
Или скажет:
- Недолет...»
Не обошлось и без сказочного юмора:
«Внутрь куда-то дунул, плюнул,…» - так творились чудеса в народных сказках. А вот элемент созвучный «Каше из топора»: Василий Тёркин старухе найти сало в землянке и приготовить сытный перекус.
А вот и сказочное окончание главы, сходное с прощанием фольклорного персонажа - доброго молодца:
«…И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе
И солдату самому.
Молча в путь запоясался,
Осмотрелся - все ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!»
Не обошел внимание Твардовский и военный фольклор. Нам встречаются фронтовые прибаутки, тосты, поговорки:
Горшеня Захотелось раз царю Ивану Василечу знать, кто в его царстве-государстве разумнее всех будет. Собрал он именитых своих людей: бояр, вельмож, воевод, купцов да попов и загадал им три загадки. - Кто на свете всех щедрее? - Кто всех быстрее? - И что на свете всего хуже? Стали именитые люди отгадывать царские загадки. Отгадывали, отгадывали – не могли отгадать. Каждый своё несет, а всё без толку. В ту самую пору проезжал мим царских палат – Горшеня, да покрикивал: - Кому горшки глиняные? Кому тарелочки? Услышал царь Иван Василеч и приказал привезти Горшеню. Может он поумнее бояр да попов будет? Выбежали из палат именитые люди, бросились к Горшене. - Эй, стой, погоди. Остановился Горшеня и спрашивает. - Зачем я понадобился? Говорят ему именитые люди. - Хочет царь-государь Иван Василеч тебе три загадки загадать. - Какие загадки. - А вот такие и такие. - Эээй, - говорит Горшеня. Разве это загадки? Стали бояре да вельможи выспрашивать Горшеню. - Скажи да скажи отгадки. - Нет, - отвечает Горшеня. Меня царь зовёт, сам к нему и пойду, сам ему и отгадки скажу. Принялись они тогда подкупать Горшеню, стали обещать ему злата, серебра. А Горшеня на своём стоит. - Лучше и не просите. Одному царю скажу. Нечего делать – ввели они его в царские палаты белокаменные. Поставили перед царём Иваном ВасильевичемЗдорово, Горшенюшка, - говорит царь. - Здорово, великий государь. - А не отгадаешь ли ты, Горшенюшка, мою первую загадку. Кто на свете всех щедрее? Вот мои бояре, воеводы да попы говорят, что я щедрее всех буду. Ты что скажешь? - А я скажу, царь-государь, что щедрее всех земля. Что ни живёт, что ни растёт – всех она питает. - Молодец, Горшенюшка. Правильно отгадал. А вот и вторая моя загадка: кто всех быстрее? Мои именитые люди по разному отвечают. Кто говорит конь его быстрее всех, кто – собака борзая, кто – сокол, кто – заяц. Какая твоя отгадка будет? - Не то они говорят, царь-государь. Быстрее всего мысли. Мыслью весь мир в миг облетишь. - И этот ответ хорош. А как ты третью мою загадку отгадаешь? Что на свете хуже всего? Один боярин соседа своего называет, другой – жену злую. - Бестолку их ответы, царь-государь. От дурного соседа можно уйти, злую жену укротить можно. А вот от дурного разума никуда не уйдёшь, нигде не спрячешься. Всё с тобою будет. Видно дурной разум хуже всего на свете. Похвалил царь Иван Васильевич Горшеню. - Умён, разумен ты, Горшенюшка. Слушай, ты для меня, я для тебя. Скажи, чем тебя наградить. - Ничего мне не надо, царь-государь. А коли твоя царская милость будет – сделай запрет продавать на пятьдесят миль глиняные горшки и тарелки. Никто бы тут кроме меня не продавал их. И я буду этим очень доволен. - Хорошо, Горшенюшка, будь, по-твоему. И ещё я тебе загадки скажу. Прилетят к тебе гуси – сумей по пёрышку выдернуть. - Сумею, царь-государь. Именитые люди слушают – ничего понять не могут. Уехал Горшеня, а царь Иван Васильевич на другой же день издал приказ, чтобы у всех бояр, у всех воевод, купцов да попов не было посуды – ни золотой, ни серебряной, ни оловянной, ни медной, ни деревянной, а была бы только глиняная. Сам проверю, как мой приказ исполнять будут. А горшеня в то время дома сидел, да работал рук не покладая. Знай лепит и обжигает горшки да тарелочки. Целый воз наделал. А как закончил работу – повёз свой товар в город на торжище. Только приехал на торжище – кинулись к нему со всех сторон покупщики. Да не простые люди, а всё князья да бояре, воеводы да попы. Один другого локтями отталкивают, любую цену дают. Горшеня не успевает деньги получать. После всех бежит главный боярин. Пузо как бочка, борода как лопата. - Хорош ли товар, Горшенюшка?
Помните, как культовом советском фильме студент-филолог собирал на Кавказе фольклор? Тогда мы узнали, что он бывает не только народный, но и студенческий. Вообще любая устойчивая группа создает свой фольклор. А армия, четыре года защищавшая родную землю не стала исключением. Твардовский в своем произведении «Василий Тёркин» собрал множество подразделений этого жанра.
Поэма написана простым и понятным каждому читателю языком, автор использует разговорный жанр. Нам встречаются фразеологизмы: ухом не ведет, кривит губы, следит исподтишка, завалящая пила, пошла ловко, спорят горячо. Нарушение ударения: инстрУмент; просторечия: тою, завалящая.
Эпизод «Два солдата» имеет классический сказочный зачин, отличием лишь является война, которая пропитала каждую строфу произведения:
«В поле вьюга-завируха,
В трех верстах гудит война.
На печи в избе старуха,
Дед-хозяин у окна».
Далее мы встречаем строки очень схожие со строками сказок, где описывается момент ожидания гостя, но здесь вместо гостя снова военная тематика – обстрел:
«А старик как будто ухом
По привычке не ведет.
- Перелет! Лежи, старуха. -
Или скажет:
- Недолет...»
Не обошлось и без сказочного юмора:
«Внутрь куда-то дунул, плюнул,…» - так творились чудеса в народных сказках. А вот элемент созвучный «Каше из топора»: Василий Тёркин старухе найти сало в землянке и приготовить сытный перекус.
А вот и сказочное окончание главы, сходное с прощанием фольклорного персонажа - доброго молодца:
«…И, как долг велит в дому,
Поклонился и старухе
И солдату самому.
Молча в путь запоясался,
Осмотрелся - все ли тут?
Честь по чести распрощался,
На часы взглянул: идут!»
Не обошел внимание Твардовский и военный фольклор. Нам встречаются фронтовые прибаутки, тосты, поговорки:
«…сало здесь. Не был немец - значит, есть!»
«Эх, яичница! Закуски нет полезней и прочней».
«Это доктор на дорожку для здоровья выдал мне».
«Будьте живы!»
«Солдат солдату брат».
Подробнее - на -
Объяснение: