Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).
ПУШКИН И Пушкин ласково глядит, \и ночь и гаснут свечи, \и нежный вкус родимой речи \так чисто губы холодит. Белла Ахмадуллина СВЕЧА Пушкин И Пушкин ласково глядит,\И ночь и гаснут свечи,\И нежный вкус родимой речи\Так чисто губы холодит. Белла Ахмадулина СВЕЧА Геннадию Шпаликову 1960 ПУШКИН И Пушкин смотрел... и смеялся, что я \Ботинки мои промочила. \"Молчите! идет гувернантка моя!" -\\Сказала я строго... (Я скрыла, \Что ноги промокли...) Потом я прочла \В "Онегине" чудные строки. \Я вспыхнула вся - я довольна была... Николай Некрасов КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ Бабушкины записки (1626 - 27) ПУШКИН И Пушкин смотрел... и смеялся, что я \Ботинки мои промочила. \"Молчите! идет гувернантка моя!" -\\Сказала я строго... (Я скрыла, \Что ноги промокли...) Потом я прочла \В "Онегине" чудные строки. \Я вспыхнула вся - я довольна была... Николай Некрасов КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ Бабушкины записки (1626 - 27)
ПУШКИН И Пушкин тут был... Я узнала его... \Он другом был нашего детства, \В Юрзуфе он жил у отца моего. \В ту пору проказ и кокетства \Смеялись, болтали мы, бегали с ним, \Бросали друг в друга цветами. \Все наше семейство поехало в Крым, \И Пушкин отправился с нами. Николай Некрасов КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ Бабушкины записки (1626 - 27) Пушкин И я бы мог как шут на <...>\ Три варианта ( Генрих Сапгир Черновики Пушкина 1992 «Дружба Народов» 1999
Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).
ПУШКИН И Пушкин ласково глядит, \и ночь и гаснут свечи, \и нежный вкус родимой речи \так чисто губы холодит. Белла Ахмадуллина СВЕЧА
Пушкин И Пушкин ласково глядит,\И ночь и гаснут свечи,\И нежный вкус родимой речи\Так чисто губы холодит. Белла Ахмадулина СВЕЧА Геннадию Шпаликову 1960
ПУШКИН И Пушкин смотрел... и смеялся, что я \Ботинки мои промочила. \"Молчите! идет гувернантка моя!" -\\Сказала я строго... (Я скрыла, \Что ноги промокли...) Потом я прочла \В "Онегине" чудные строки. \Я вспыхнула вся - я довольна была... Николай Некрасов КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ Бабушкины записки (1626 - 27)
ПУШКИН И Пушкин смотрел... и смеялся, что я \Ботинки мои промочила. \"Молчите! идет гувернантка моя!" -\\Сказала я строго... (Я скрыла, \Что ноги промокли...) Потом я прочла \В "Онегине" чудные строки. \Я вспыхнула вся - я довольна была... Николай Некрасов КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ Бабушкины записки (1626 - 27)
ПУШКИН И Пушкин тут был... Я узнала его... \Он другом был нашего детства, \В Юрзуфе он жил у отца моего. \В ту пору проказ и кокетства \Смеялись, болтали мы, бегали с ним, \Бросали друг в друга цветами. \Все наше семейство поехало в Крым, \И Пушкин отправился с нами. Николай Некрасов КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ Бабушкины записки (1626 - 27)
Пушкин И я бы мог как шут на <...>\ Три варианта ( Генрих Сапгир Черновики Пушкина 1992 «Дружба Народов» 1999