В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Nadin18
Nadin18
15.06.2020 01:53 •  Литература

Подберите цитаты, которые оправдывают "Жилин - настоящий герой" из "Кавказский пленник

Показать ответ
Ответ:
123julia456f678
123julia456f678
28.03.2023 13:54

Капитанская дочка

Одна из основных тем в повести— тема чести и долга. Честь - это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Эта тема задается уже в начале произведения эпиграфом– который звучит так: «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петру, провожая его на службу в Оренбург.

Поступок Андрея Петровича, который отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы тот стал настоящим офицером, показывает его человеком чести и долга.

Понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда Петр проиграл ему значительную сумму денег, речь идет о дворянской чести. Несмотря на все уговоры Савельича, Петруша строго для себя решает  отдать долг так как для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести проявляется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей. Защищая её честь, герой вызывает на дуэль Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Но он не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать Машу . И он решает наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны..

Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь. Она воплощена в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев помиловал героя его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

0,0(0 оценок)
Ответ:
nataliakonstan1
nataliakonstan1
19.07.2020 16:16

Мне очень понравился рассказ Саши Черного "Кавказский пленник". В нем он рассказывает про детей, которые очень любили играть. И в один (после прочтения книги Льва Николаевича Толстого) две девочки решили играть в "Кавказского пленника". Они долго спорили, кто из них будет Диной, но потом решили, что будут по очереди ее играть. Соседский мальчишка был Жилиным, а на роль Костылина никого не нашли (так как он был слабохарактерный). Поэтому им была собака. Так они играли. А позже даже просили выкуп. Этот рассказ очень интересный, так как он про детей. Ведь мы когда-то тоже были такими!

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота