В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
VortexYT
VortexYT
24.02.2022 06:46 •  Литература

Портрет как средство создания образа героя обломов

Показать ответ
Ответ:
Викусик183
Викусик183
02.10.2020 04:10
 Гончаров в чем-то продолжил гоголевские традиции. И этим «чем-то» являются описания. Автор романа тщательно вырисовывает словом, как художник кистью, пейзажи, детали и портреты. Именно о портрете мне бы хотелось порассуждать подробнее. 
    Для любого писателя портрет – это возможность ввести читателя во внутренний мир героя, раскрыть как можно полнее его характер. Ярче всего сущность героя показывает лицо. Но Гончаров идет дальше: он предает особенности положений и движений героя. 
    Вспомним, прежде всего, портрет Обломова, нарисованный в самом начале. Помимо очень живописного описания его глаз, рта и выражения лица, Гончаров замечает: «Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенной своего грации ленью». (Хочется отметить, что именно в портрете впервые употребляется ключевое слова первой части – лень). И вот уже Обломов, будто живой предстает пред глазами читателя. Кажется, что нет человека спокойнее, уравновешеннее, добрее этого скучающе-беспечного героя. Все его отношение к жизни сквозит через взгляд, выражение лица, бессмысленную задумчивость. Мы ещё не знаем его поступков, но уже почти знаем его характер. 
    Далее следует не столь длинные, но тоже очень ёмкие, четкие, будто фотографии с характеристиками, портреты посетителей Обломова: жизнерадостный и изящный Волков; задумчивый, спокойный и сознательный Судьбинский; небрежный Пенкин; «неопределенный» и незаметный Алексеев; грубый и неопрятный Тарантьев. Все это живые лица с определенными жизненными позициями, с разными судьбами, но они все же второстепенные герои и прослеживать их поступки Гончаров не собирается (за исключением Тарантьева). Однако здесь приходит на портрет и можно вполне предугадать, что с этими людьми случиться в будущем. 
    Во второй части романа на сцене появляется Штольц. Антипод Обломова по характеру, он столь же противоположен ему по внешности. У Обломова – изнеженное тело, а Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов», у главного героя «пухлые руки», а его антипод – худощав. Даже белому, неестественному цвету лица Обломова Гончаров противопоставляет «ровный, смугловатый» цвет лица Штольца. Портрет еще больше противоречий придал образам Штольца и Обломова. 
    Портрет Ольги Ильинской – это воплощение грациозности, сосредоточенности, лёгкости. Сразу создается впечатление, что эта, казалось бы, далекая Обломову девушка, непременно будет общаться с ним, привяжется к нему (как противоположный Обломову Штольц стал ему лучшим другом). И когда в VI главе автор описывает образ идеальной жены для Обломова, он как будто совпадает с портретом Ольги. Но в жизни героя все оказалось гораздо прозаичнее: встретив Агафью Матвеевну Пшеницыну с беспрестанно движущимися белыми локтями, он будто возвращается в Обломовку. Поэтому портрет Пшеницыной стал ознаменованием невозможности возрождения Обломова. 
    Таким образом, портрет в романе «Обломов» усиливает противоречия между героями и читателю глубже понять сущность и трагедию обломовщины.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота