Лирический герой в поэме С. Есенина "Анна Снегина". План.
I. Поэма "Анна Онегина" — раздумья о жизни человека на земле в переломный исторический период ("Суровые, грозные годы! Но разве всего описать? "):
1. Октябрь и деревня — главная тема поэмы ("Шли годы размашисто, пылко.. . Удел хлебороба гас");
2. Судьба страны передается через судьбу лирического героя ("Ты — свойский, мужицкий, наш, бахвалишься славой не очень и сердце свое не продашь").
II. Развитие образа лирического героя в поэме:
1. Отношение героя к войне:
а) Восприятие войны как трагического на-родного бедствия ("Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез");
б) Осуждение войны ("И сколько с войной несчастных уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах, и сколько зароют еще! ");
2. Отношение героя к событиям Февральской революции:
а) Вихревой характер событий ("Свобода взметнулась неистово");
б) Неприятие правительства Керенского ("В розово-смрадном огне тогда над страной калифствовал Керенский на белом коне");
3. Позиция лирического героя ("Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку.. . другую явил я отвагу — был первый в стране дезертир");
4. Единение героя с родной природой как высшее наслаждение жизнью ("Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек");
5. Взаимоотношение героя и крестьян деревни Криуши ("Пошел мужикам поклониться как старый знакомый и гость"):
а) Взволнованная беседа с мужиками, их вопросы о насущных проблемах вызвали смятение героя ("Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?. . Скажи: Кто такое Ленин? ");
6. Прон Оглоблин — деревенский бунтарь, выразитель надежд и чаяний народа, вызывает симпатии у героя:
а) Герой пытается Прону забрать землю у Снегиной ("И Прон мой ей брякнул прямо про землю, без всяких слов. "Отдай!.. ");
б) Лирический герой воспринимает Октябрьскую революцию глазами Прона Ог-Лоблина ("Как месяц, вкатился Прон: "Дружище! С великим счастьем! Приветствую с новой властью! ");
7. Лирический герой и Анна Снегина — тема любви в поэме ("Мы все в эти годы любили, но, значит, любили и нас"):
а) Романтический образ "девушки в белой накидке" ("Он был забавно когда-то в меня влюблен");
б) Первая встреча после долгой разлуки вызывает прилив новых чувств ("По-странному был я полон наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете с загадкой движений и глаз");
в) Драматический разрыв, обида, нанесенная герою ("Убили Борю.. . Вы — жалкий и низкий трусишка. Он умер.. . А вы вот здесь");
г) Призрачность счастья, невозможность возврата прежней любви ("До этой осени я знала б счастливую быль.. . потом бы меня вы бросили, как выпитую бутыль.. . поэтому было не надо");
д) Образ Анны, их любви сливается в восприятии героя с образом ушедшей безвозвратно России ("Но вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна");
8. В образе мельника лирический герой видит уходящую теплоту, доброжелательность, открытость русского крестьянина:
а) Оценка происходящих событий глазами мельника и его жены вызывает понимание лирического героя ("Скатилась со счастья вожжа. Почти что три года кряду у нас то падеж, то пожар"; "Пропала Расея, пропала.. . Погибла кормилица Русь... ");
9. Сложное, неоднозначное отношение лирического героя к революционным преобразованиям как очевидца и участника событий ("Суровые, грозные годы! Но разве всего описать?. . Чумазый сброд играл по дворам на роялях.. . Удел хлебороба гас.. . Владелец землей и скотом, за пару измызганных "ка-тек" он даст себя выдрать кнутом").
Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь о Гайавате:
О его рожденье дивном,
О его великой жизни:
Как постился и молился,
Как трудился Гайавата,
Чтоб народ его был счастлив,
Чтоб он шёл к добру и правде.
Гитчи Манито призывает враждующие племена примириться и жить, «как братья», и предрекает появление пророка, который укажет им путь к Повинуясь Владыке Жизни, индейцы погружаются в воды реки, смывают боевые краски, закуривают трубки и пускаются в обратный путь.
Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис становится Властелином Западного Ветра, другие же ветра отдаёт детям: Восточный — Вебону, Южный — Шавондази, Северный — злому Кабибонокке.
«В незапамятные годы, / В незапамятное время» прямо с месяца упала на цветущую долину прекрасная Нокомис, дочь ночных светил. Там, в долине, Нокомис родила дочь и назвала её Веноной. Когда дочь выросла, Нокомис не раз предостерегала её от чар Мэджекивиса, но Венона не послушалась матери.
Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя. Гайавату вырастила и воспитала бабка. Став взрослым, Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы, отправляется на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой с Мэджекивисом и вынуждает его отступать. После трёхдневного сражения отец просит Гайавату прекратить бой. Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть. Он призывает сына вернуться к своему народу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить чудовищ и обещает сделать его после смерти владыкой Северо-Западного ветра.
В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и дней. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о благе и счастье всех племён и народов, и как бы в ответ у его вигвама появляется юноша Мондамин, с золотистыми кудрями и в зелено-жёлтых одеждах. Три дня Гайавата борется с посланником Владыки Жизни. На третий день он побеждает Мондамина, хоронит его и затем не перестаёт навещать его могилу. Над могилой один за другим вырастают зелёные стебли, это иное воплощение Мондамина — кукуруза, пища, посланная людям Гитчи Манито.
Гайавата строит пирогу из берёзовой коры, скрепляя её корнями тэмрака — лиственницы, делая раму из ветвей кедра, разукрашивает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил её от коряг и мелей. В заливе Гитчи-Гюми Гайавата трижды забрасывает удочку, чтобы поймать Великого Осетра — Мише-Наму. Мише-Нама проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь в чреве рыбы, изо всех сил стискивает сердце огромного царя рыб, пока тот не погибает. Затем Гайавата побеждает злого волшебника Меджисогвона — Жемчужное Перо, которого охраняют страшные змеи.
Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует красавец и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поёт нежную песню, а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды.
Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит Миннегаге во мраке ночи обойти поля обнажённой, и она послушно, «без смущенья и без страха» повинуется. Гайавата же ловит Царя-Ворона, Кагаги, осмелившегося привести стаю птиц на посевы, и для острастки привязывает его на кровле своего вигвама.
Гайавата придумывает письмена, «чтоб грядущим поколеньям / Было можно различать их».
Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и топят в водах Гитаи-Гюми его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя заболевает, и его исцеляют с заклинаний и магических плясок.
Дерзкий красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего племени играть в кости и безжалостно их обыгрывает. Затем, раззадорившись и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По-Пок-Кивис разоряет его вигвам. Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за По-Пок-Кивисом, а тот, убегая, оказывается на бобровой плотине и просит бобров превратить его в одного из них, только больше и выше всех остальных. Бобры соглашаются и даже избирают его своим вождём. Тут на плотине появляется Гайавата. Вода прорывает плотину, и бобры поспешно скрываются. По-Пок-Кивис же не может последовать за ними из-за своих размеров. Но Гайавате удаётся лишь поймать его, но не убить. Дух По-Пок-Кивиса ускользает и вновь принимает облик человека. Убегая от Гайаваты, По-Пок-Кивис превращается в казарку, только больше и сильнее, чем все остальные. Это и губит его — он не справляется с ветром и падает на землю, но снова бежит, и Гайавате удаётся справиться со своим врагом, только призвав на молнию и гром.
Гайавата лишается ещё одного своего друга — силача Квазинда, которого погубили пигмеи, попавшие ему в темя «голубой еловой шишкой», в то время как он плыл в пироге по реке.
Лирический герой в поэме С. Есенина "Анна Снегина". План.
I. Поэма "Анна Онегина" — раздумья о жизни человека на земле в переломный исторический период ("Суровые, грозные годы! Но разве всего описать? "):
1. Октябрь и деревня — главная тема поэмы ("Шли годы размашисто, пылко.. . Удел хлебороба гас");
2. Судьба страны передается через судьбу лирического героя ("Ты — свойский, мужицкий, наш, бахвалишься славой не очень и сердце свое не продашь").
II. Развитие образа лирического героя в поэме:
1. Отношение героя к войне:
а) Восприятие войны как трагического на-родного бедствия ("Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез");
б) Осуждение войны ("И сколько с войной несчастных уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах, и сколько зароют еще! ");
2. Отношение героя к событиям Февральской революции:
а) Вихревой характер событий ("Свобода взметнулась неистово");
б) Неприятие правительства Керенского ("В розово-смрадном огне тогда над страной калифствовал Керенский на белом коне");
3. Позиция лирического героя ("Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку.. . другую явил я отвагу — был первый в стране дезертир");
4. Единение героя с родной природой как высшее наслаждение жизнью ("Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек");
5. Взаимоотношение героя и крестьян деревни Криуши ("Пошел мужикам поклониться как старый знакомый и гость"):
а) Взволнованная беседа с мужиками, их вопросы о насущных проблемах вызвали смятение героя ("Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?. . Скажи: Кто такое Ленин? ");
6. Прон Оглоблин — деревенский бунтарь, выразитель надежд и чаяний народа, вызывает симпатии у героя:
а) Герой пытается Прону забрать землю у Снегиной ("И Прон мой ей брякнул прямо про землю, без всяких слов. "Отдай!.. ");
б) Лирический герой воспринимает Октябрьскую революцию глазами Прона Ог-Лоблина ("Как месяц, вкатился Прон: "Дружище! С великим счастьем! Приветствую с новой властью! ");
7. Лирический герой и Анна Снегина — тема любви в поэме ("Мы все в эти годы любили, но, значит, любили и нас"):
а) Романтический образ "девушки в белой накидке" ("Он был забавно когда-то в меня влюблен");
б) Первая встреча после долгой разлуки вызывает прилив новых чувств ("По-странному был я полон наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете с загадкой движений и глаз");
в) Драматический разрыв, обида, нанесенная герою ("Убили Борю.. . Вы — жалкий и низкий трусишка. Он умер.. . А вы вот здесь");
г) Призрачность счастья, невозможность возврата прежней любви ("До этой осени я знала б счастливую быль.. . потом бы меня вы бросили, как выпитую бутыль.. . поэтому было не надо");
д) Образ Анны, их любви сливается в восприятии героя с образом ушедшей безвозвратно России ("Но вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна");
8. В образе мельника лирический герой видит уходящую теплоту, доброжелательность, открытость русского крестьянина:
а) Оценка происходящих событий глазами мельника и его жены вызывает понимание лирического героя ("Скатилась со счастья вожжа. Почти что три года кряду у нас то падеж, то пожар"; "Пропала Расея, пропала.. . Погибла кормилица Русь... ");
9. Сложное, неоднозначное отношение лирического героя к революционным преобразованиям как очевидца и участника событий ("Суровые, грозные годы! Но разве всего описать?. . Чумазый сброд играл по дворам на роялях.. . Удел хлебороба гас.. . Владелец землей и скотом, за пару измызганных "ка-тек" он даст себя выдрать кнутом").
Извиняюсь за ошибки.
Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь о Гайавате:
О его рожденье дивном,
О его великой жизни:
Как постился и молился,
Как трудился Гайавата,
Чтоб народ его был счастлив,
Чтоб он шёл к добру и правде.
Гитчи Манито призывает враждующие племена примириться и жить, «как братья», и предрекает появление пророка, который укажет им путь к Повинуясь Владыке Жизни, индейцы погружаются в воды реки, смывают боевые краски, закуривают трубки и пускаются в обратный путь.
Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис становится Властелином Западного Ветра, другие же ветра отдаёт детям: Восточный — Вебону, Южный — Шавондази, Северный — злому Кабибонокке.
«В незапамятные годы, / В незапамятное время» прямо с месяца упала на цветущую долину прекрасная Нокомис, дочь ночных светил. Там, в долине, Нокомис родила дочь и назвала её Веноной. Когда дочь выросла, Нокомис не раз предостерегала её от чар Мэджекивиса, но Венона не послушалась матери.
Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя. Гайавату вырастила и воспитала бабка. Став взрослым, Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы, отправляется на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой с Мэджекивисом и вынуждает его отступать. После трёхдневного сражения отец просит Гайавату прекратить бой. Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть. Он призывает сына вернуться к своему народу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить чудовищ и обещает сделать его после смерти владыкой Северо-Западного ветра.
В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и дней. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о благе и счастье всех племён и народов, и как бы в ответ у его вигвама появляется юноша Мондамин, с золотистыми кудрями и в зелено-жёлтых одеждах. Три дня Гайавата борется с посланником Владыки Жизни. На третий день он побеждает Мондамина, хоронит его и затем не перестаёт навещать его могилу. Над могилой один за другим вырастают зелёные стебли, это иное воплощение Мондамина — кукуруза, пища, посланная людям Гитчи Манито.
Гайавата строит пирогу из берёзовой коры, скрепляя её корнями тэмрака — лиственницы, делая раму из ветвей кедра, разукрашивает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил её от коряг и мелей. В заливе Гитчи-Гюми Гайавата трижды забрасывает удочку, чтобы поймать Великого Осетра — Мише-Наму. Мише-Нама проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь в чреве рыбы, изо всех сил стискивает сердце огромного царя рыб, пока тот не погибает. Затем Гайавата побеждает злого волшебника Меджисогвона — Жемчужное Перо, которого охраняют страшные змеи.
Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует красавец и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поёт нежную песню, а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды.
Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит Миннегаге во мраке ночи обойти поля обнажённой, и она послушно, «без смущенья и без страха» повинуется. Гайавата же ловит Царя-Ворона, Кагаги, осмелившегося привести стаю птиц на посевы, и для острастки привязывает его на кровле своего вигвама.
Гайавата придумывает письмена, «чтоб грядущим поколеньям / Было можно различать их».
Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и топят в водах Гитаи-Гюми его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя заболевает, и его исцеляют с заклинаний и магических плясок.
Дерзкий красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего племени играть в кости и безжалостно их обыгрывает. Затем, раззадорившись и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По-Пок-Кивис разоряет его вигвам. Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за По-Пок-Кивисом, а тот, убегая, оказывается на бобровой плотине и просит бобров превратить его в одного из них, только больше и выше всех остальных. Бобры соглашаются и даже избирают его своим вождём. Тут на плотине появляется Гайавата. Вода прорывает плотину, и бобры поспешно скрываются. По-Пок-Кивис же не может последовать за ними из-за своих размеров. Но Гайавате удаётся лишь поймать его, но не убить. Дух По-Пок-Кивиса ускользает и вновь принимает облик человека. Убегая от Гайаваты, По-Пок-Кивис превращается в казарку, только больше и сильнее, чем все остальные. Это и губит его — он не справляется с ветром и падает на землю, но снова бежит, и Гайавате удаётся справиться со своим врагом, только призвав на молнию и гром.
Гайавата лишается ещё одного своего друга — силача Квазинда, которого погубили пигмеи, попавшие ему в темя «голубой еловой шишкой», в то время как он плыл в пироге по реке.