Посмотрите, какие общественные сословия присутствуют у Гоголя? Можно ли по этим типам выстроить иерархию общества? Проследите, как и за счет чего расширяется художественное пространство комедии? Каким образом уездный городок, от которого «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», становится у Гоголя символом российской государственности?
Опишите художественное пространство двух городов – уездного города N и Петербурга.
Известно, что художественное время комедии ограничивается двумя днями именно сценического времени. Сгруппируйте произошедшие события по двум дням.
Владимир был смелым, умным, находчивым, решительным, благородным. Чувство мести не взяло верх над его добротой, щедростью, благородством. Поджигая свой дом, Владимир велел двери оставить открытыми, чтобы люди, оставшиеся в доме, могли Даже став разбойником и занимаясь грабежами, он пользовался уважением простых людей и других помещиков. «Это странно, — говорит генерал вдове Анне Глобовой, — я слыхал, Дубровский нападает не на всякого, и в убийствах никто его не обвиняет... Он сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища». «О, как должен я ненавидеть того — но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти». Владимир Дубровский под влиянием некоторых обстоятельств и людей изменился: научился любить и прощать, уважать себя и других. Именно это и вызывает уважение в главном герое.
«Торжествующий Троекуров … подписал под решением суда совершенное свое удовольствие». «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». «Внезапное сумасшествие Дубровского отравило его торжество». Троекуров понял, что зашел слишком далеко. Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Он желал сломить его гордость и независимость, растоптать его достоинство. Но довести своего противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.)