Основателем поэтики классицизма считается француз франсуа малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики корнель и расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (ж. лафонтен) , сатира (буало) , комедия (мольер 1622—1673). никола буало. бюст работы ф. жирардона. париж, луврбуало прославился на всю европу как «законодатель парнаса» , крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «поэтическое искусство» . под его влиянием в великобритании находились поэты джон драйден и александр поуп, сделавшие основной формой поэзии александрины. для прозы эпохи классицизма (аддисон, свифт) также характерен латинизированный синтаксис. классицизм xviii века развивается под влиянием идей просвещения. творчество вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. с позиций классицизма обозревал современную ему сэмюэл джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста босуэлла, гиббона и актёра гаррика. памятник пьеру корнелю на площади часов в авиньоне, францияв россии классицизм зародился в xviii веке, после преобразований петра i. ломоносовым была проведена реформа стиха, разработана теория «трех штилей» , которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к языку. образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Блажен, кому судьба вложила
В уста высокий дар речей,
Кому она сердца людей
Волшебной силой покорила;
Как Прометей, похитил он
Творящий луч, небесный пламень,
И вкруг себя, как Пигмальон,
Одушевляет хладный камень.
Не многие сей дивный дар
В удел счастливый получают,
И редко, редко сердца жар
Уста послушно выражают.
Но если в душу вложена
Хоть искра страсти благородной, —
Поверь, не даром в ней она;
Не теплится она бесплодно;
Не с тем судьба ее зажгла,
Чтоб смерти хладная зола
Ее навеки потушила:
Нет! — что в душевной глубине,
Того не унесет могила:
Оно останется по мне.
Души пророчества правдивы.
Я знал сердечные порывы,
Я был их жертвой, я страдал
И на страданья не роптал;
Мне было в жизни утешенье,
Мне тайный голос обещал,
Что не напрасное мученье
До срока растерзало грудь.
Он говорил: «Когда-нибудь
Созреет плод сей муки тайной
И слово сильное случайно
Из груди вырвется твоей.
Уронишь ты его не даром;
Оно чужую грудь зажжет,
В нее как искра упадет,
А в ней пробудится пожаром».
Год написания: 1826