Простакова убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: "Без науки люди живут и жили" и другие представители фамилии Простаковых "на боку лежа, летят себе в чины", а "покойник батюшка воеводою был 15 лет, и с тем скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить ". К процессу обучения, в комедии, подходят по-простаковски: "Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим "(Простакова). Главное-выделить средства, а чему и кто будет учить-вопрос второй. Скотинин:" Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки". Его отношение к учению очень ясно раскрывается в рассказе о дяде Вавиле Фалелеиче: "О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была головушка! … Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?" Митрофан:" Не хочу учиться, хочу жениться"."Все к чорту!" По словам Софьи: "Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет". Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем, воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души "просвещеннейшая умница – жалкая тварь", "Невежда без души - зверь". Воспитание должно опираться на силу положительного примера и "своим критерием положить благо отечества". "Прямую цену уму дaет блaгонрaвие. Без него умный человек - чудовище". “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие… Главная цель всех знаний человеческих - благонравие" По мнению Стародума, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине. "Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства". "Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца". Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души "просвещеннейшая умница- жалкая тварь". Правдин и Стародум, отважно ведут борьбу с крепостниками. Простакова:"...С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!" Скотинин: "...Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?.." Скотинин "выжимает" всё, что можно, из своих крестьян: "...весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь..." "...а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду..." Они безоговорочно осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. Стародум:" Угнетать рабством себе подобных беззаконно". Главной своей задачей не только по должности, но и "из собственного подвига сердца" Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, "имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно".
Необычайно тонко и глубоко в лирике Тютчева чувство природы: он выставляет прежде всего идею её одухотворенности. В природе для каждого чуткого человеческого сознания должно быть ясным присутствие невидимого тайного творческого начала. Только им, этим творческим началом, можно объяснить тайну жизни в природе, красоту всего созданного и прекрасное соответствие всего в мире. В природе, – говорит поэт, – «есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
Необычайно тонко и глубоко в лирике Тютчева чувство природы: он выставляет прежде всего идею её одухотворенности. В природе для каждого чуткого человеческого сознания должно быть ясным присутствие невидимого тайного творческого начала. Только им, этим творческим началом, можно объяснить тайну жизни в природе, красоту всего созданного и прекрасное соответствие всего в мире. В природе, – говорит поэт, – «есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
Объяснение:
Вы зрите лист и цвет на древе, –
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних чуждых сил?