Повесть «дубровский» (1832) – одно из лучших произведений а.с. пушкина. герои этого произведения - владимир дубровский, маша троекурова, кирилла петрович троекуров – сильные и незаурядные личности. но разница между ними в том, что дубровский и маша - натуры благородные и чистые. троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности.
я думаю, повесть «дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. прежде всего, это касается семьи дубровских. ее троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
мы видим, что андрей гаврилович дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери кистеневки. поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось дубровскому-младшему. не найдя защиты закона, который был куплен троекуровым, владимиру пришлось стать «благородным разбойником». вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – троекурова.
как оказалось, дубровский полюбил дочь кириллы петровича, машу, и простил ради нее своего кровного врага. маша тоже полюбила владимира. но эти герои не смогли быть вместе – кирила петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа верейского. дубровский же не успел свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
таким финалом, как мне кажется, пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в россии беззащитен перед злом и несправедливостью. его не может защитить ни закон, ни общество. он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. именно этому и учит нас повесть пушкина «дубровский».
! сделайте план
Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).