ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Анализ лирического произведения А.С. Пушкин «Анчар» Прочитайте стихотворение «Анчар», ответьте на вопросы, выполните задания
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
1828 г.
1.Выделите смысловые части стихотворения, определите тему каждой из них. Что составляет лирический сюжет? В какой момент достигается кульминация? Каков лирический конфликт, находит ли он своё разрешение?
2.В каждой части выделите ключевые образы. Докажите, что система образов стихотворения строится на основе антитезы.
3.Как в стихотворении подчёркнута особая значимость ключевого образа – анчара? Каков, на Ваш взгляд, иносказательный смысл этого образа?
4.Каковы функции образов раба и владыки? Какую роль в выявлении проблематики стихотворения и его трагического пафоса играет первое представление раба и владыки («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…»)? Случайно ли появление в финальной строке слова царь? Как образ раба связан с образом стрел?
5.Выпишите старославянизмы и архаизмы. С какой целью использует их поэт?
6.Назовите изобразительно-выразительные средства, определите их функции:
А) В пустыне чахлой и скупой; Природа жаждущих степей; Принес он смертную смолу
Б) Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
В) Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
Г) Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
7.Какова модель мира, созданная поэтическим воображением?
8.Как Вы считаете, что страшнее, по мнению А.С. Пушкина, ужасное порождение природы или деспотическая власть человека над человеком? Как можно противостоять злу?
9.Какие мысли и чувства вызвало у Вас это стихотворение? Чем оно интересно современному читателю?
Н.В. Гоголь произведением « Шинель» хотел рассказать нам, что человек поставив в жизни цель должен идти к ней до её совершения. Он не должен слабеть и сдаваться. Если человек ставит любую задачу и всегда стремится её достичь, то он очень силен духом и для него любые трудности под силу. Но если человек отступает перед проблемами и отказывается от своих надежд, то он слаб. Такие люди могут стать изгоями в обществе. Над ними смеются и потешаются, пока они не воспитают себя и не докажут людям, что они достичь чего-либо. Почти каждый что-то желает, но далеко не каждый этого добиться. Злые цели добиваются легче, но за ними идут не лучшие последствия. Если цель вдруг не была достигнута, нужно еще и ещё пытаться добиться её, а не бросать на ветер потраченное время и силы