Практическая работа
и архаизмы
1. прочитайте текст, сформулируйте на его основе определения и архаизмов, запишите в тетрадь..
одним из наиболее ярких проявлений развития языка являются изменения в его словарном составе: устаревание одних слов и устойчивых словосочетаний и появление других. при этом многие устаревшие слова (и , которые выходят из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов и явлений, и архаизмы, которые представляют собой устаревшие значения слов) сохраняются не только в специальных текстах, но и в текстах художественной и колорит изображенных эпох и периодов в жизни и народа.
2. прочитайте фрагмент книги лингвиста н.м. шанского «лексикология современного языка». сформулируйте и запишите в виде одного предложения, о чем этот текст.
представляют собой слова пассивного словарного запаса, служащие единственным выражением соответствующих понятий. при необходимости назвать какое-либо исчезнувшее явление, предмет, вещь и т.д. мы волей-неволей прибегаем к , ибо в современном языке они синонимов не имеют. (…)
что касается архаизмов, то в словарном составе современного языка рядом с ними обязательно должны существовать и существуют синонимы, являющиеся словами активного употребления. (…)
если причины ухода слов из активного употребления в состав всегда совершенно ясны и не требуют никаких особых разъяснений, то вопросы установления причин превращения слов из факта активного словарного запаса в архаизмы, вопросы объяснения причин вытеснения, замены одного слова другим являются собственно лингвистическими вопросами, как правило, весьма сложными.
для нас совершенно ясно, почему, например, слова городовой, купец и другие превратились в (исчезли соответствующие им предметы, явления, вещи и т.д.); напротив, требуются специальные лингвистические разыскания для того, чтобы ответить на вопрос, почему слова перст, сей, чело, доселе, буде были вытеснены из активного употребления словами палец, этот, лоб, до сих пор, если и превратились таким образом в архаизмы.
3. подберите к лексическим архаизмам современные соответствия. запишите получившиеся пары слов.
длань, извест, тать, фрунт, , зерцало, лицедей, брадобрей, психея.
слова для справок: строй, , ладонь, донос, вор, душа, зеркало, парикмахер.
4. распределите слова в нужную колонку таблицы. в случае затруднений обращайтесь к толковому словарю и словарю устаревших слов.
аршин, барин, берендейка, городовой, дьяк, кафтан, исправник, пищаль, камзол, лучина, верста, секира, десятина, писарь, стас-, пуд, армяк, лучник, латник, салоп, светец, конторка, рукомойник, кокошник.
названия сословий, званий, должностей и лиц по их положению, роду занятий
названия видов оружия, снаряжения, воинов, воинских чинов
названия предметов быта, обихода
названия одежды
названия старых мер длины, поверхности, веса
Бабушка послала семилетнего автора в лес за земляникой. Она хотела продать ягоду и купить то, что нужно для дома и для него пряник - коня с розовой гривой, мечту каждого мальчишки. Он набрал ягод, но поддался на уговоры таких же, как он, пацанов и съел землянику. Наложил в корзинку травы, а сверху бросил немного ягоды, да еще и соседского Саньку за "науку" калачами кормил. И ягоды не собрал, и калачи украл. Бабушка уехала с утра на рынок. Днем он увидел ее в лодке, и она грозила ему кулаком.
Автор пришел домой поздно, свернулся калачиком и жалел сам себя, вспоминал маму, которая утонула, и мучился. А утром пошел к бабушке просить у нее прощенья, как научил его дед. Бабушка долго ругалась, рассказывала всем, что он натворил, но все-таки дала ему тот самый пряник, красивого коня с розовой гривой!
Любила его, сорванца-сироту.
Рассказ учит честности, учит заботиться о близких, относиться к ним по-доброму и очень любить.