В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Princess05082006
Princess05082006
02.01.2023 07:14 •  Литература

Практическая работа
и архаизмы

1. прочитайте текст, сформулируйте на его основе определения и архаизмов, запишите в тетрадь..

одним из наиболее ярких проявлений развития языка являются изменения в его словарном составе: устаревание одних слов и устойчивых словосочетаний и появление других. при этом многие устаревшие слова (и , которые выходят из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов и явлений, и архаизмы, которые представляют собой устаревшие значения слов) сохраняются не только в специальных текстах, но и в текстах художественной и колорит изображенных эпох и периодов в жизни и народа.

2. прочитайте фрагмент книги лингвиста н.м. шанского «лексикология современного языка». сформулируйте и запишите в виде одного предложения, о чем этот текст.
представляют собой слова пассивного словарного запаса, служащие единственным выражением соответствующих понятий. при необходимости назвать какое-либо исчезнувшее явление, предмет, вещь и т.д. мы волей-неволей прибегаем к , ибо в современном языке они синонимов не имеют. (…)
что касается архаизмов, то в словарном составе современного языка рядом с ними обязательно должны существовать и существуют синонимы, являющиеся словами активного употребления. (…)
если причины ухода слов из активного употребления в состав всегда совершенно ясны и не требуют никаких особых разъяснений, то вопросы установления причин превращения слов из факта активного словарного запаса в архаизмы, вопросы объяснения причин вытеснения, замены одного слова другим являются собственно лингвистическими вопросами, как правило, весьма сложными.
для нас совершенно ясно, почему, например, слова городовой, купец и другие превратились в (исчезли соответствующие им предметы, явления, вещи и т.д.); напротив, требуются специальные лингвистические разыскания для того, чтобы ответить на вопрос, почему слова перст, сей, чело, доселе, буде были вытеснены из активного употребления словами палец, этот, лоб, до сих пор, если и превратились таким образом в архаизмы.

3. подберите к лексическим архаизмам современные соответствия. запишите получившиеся пары слов.

длань, извест, тать, фрунт, , зерцало, лицедей, брадобрей, психея.
слова для справок: строй, , ладонь, донос, вор, душа, зеркало, парикмахер.

4. распределите слова в нужную колонку таблицы. в случае затруднений обращайтесь к толковому словарю и словарю устаревших слов.

аршин, барин, берендейка, городовой, дьяк, кафтан, исправник, пищаль, камзол, лучина, верста, секира, десятина, писарь, стас-, пуд, армяк, лучник, латник, салоп, светец, конторка, рукомойник, кокошник.
названия сословий, званий, должностей и лиц по их положению, роду занятий
названия видов оружия, снаряжения, воинов, воинских чинов
названия предметов быта, обихода
названия одежды
названия старых мер длины, поверхности, веса

Показать ответ
Ответ:
sentyakovv
sentyakovv
01.03.2022 13:10

Бабушка послала семилетнего автора в лес за земляникой. Она хотела продать ягоду и купить то, что нужно для дома и для него пряник - коня с розовой гривой,  мечту каждого мальчишки. Он набрал ягод, но поддался на уговоры таких же, как он, пацанов и съел землянику. Наложил в корзинку травы, а сверху бросил немного ягоды, да еще и соседского Саньку за "науку" калачами кормил. И ягоды не собрал, и калачи украл. Бабушка уехала с утра на рынок. Днем он увидел ее в лодке, и она грозила ему кулаком.  
Автор пришел домой поздно, свернулся калачиком и жалел сам себя, вспоминал маму, которая утонула, и мучился. А утром пошел к бабушке просить у нее прощенья, как научил его дед. Бабушка долго ругалась, рассказывала всем, что он натворил, но все-таки дала ему тот самый пряник, красивого коня с розовой гривой!
Любила его, сорванца-сироту.
Рассказ учит честности, учит заботиться о близких, относиться к ним по-доброму и очень любить.

0,0(0 оценок)
Ответ:
AkiraK666
AkiraK666
08.03.2022 04:55
Детство… Что же это? Словари подсказывают нам, что это один из периодов жизни человека. Но этого мало, чтобы определить столь широкое понятие. Детство - это прежде всего наши мечты, идеалы. Летом, радуясь жаркому солнцу, мы мечтали о том, лишь бы оно длилось как можно дольше. И как же мы наслаждались чудесным вкусом шоколадного мороженого! Осенью мечтали о зиме, когда можно беззаботно поваляться в снегу и ощутить «запах снега», любоваться блеском снежного покрова в вечернее время. Детство нашего молодого поколения было счастливым. Ведь у нас было всё, что нужно любому ребенку: любящие родные и близкие, наши друзья, общение с которыми крепло год от года. Нам было интересно смотреть кукольные спектакли, и мы смеялись вместе с кукольными героями, переживали с ними! Закрывая глаза, мы невольно переносились в сказочный мир и верили в чудеса! Детство для нас было временем, когда каждый ребенок создавал себе кумиров, так называемых идеалов для подражания. Радует, что мы выросли мирное время, когда никто не мог потревожить этот чудесный «сон». А каковы воспоминания тех, чье детство было связано с Великой Отечественной войной? О чем же были их мечты? Задаваясь этим вопросом, перелистываю сборник документальных рассказов «Дети военной поры». Перед глазами встает страшная картина: женщины провожают детей из блокадного Ленинграда. Катер отчаливает от берега. И вот матери видят, как на него пикирует самолет со свастикой, как тонут, гибнут их дочери, сыновья. Лишь белые панамки плывут по воде. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В эти трудные годы наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. Когда дети беспощадной волею войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Читая в этой книге про мальчишек, которые были разведчиками, токарями, пахарями, поэтами, защитниками убеждаешься в том, что они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Фронт, партизанский край, тыл. Эвакуация, оккупация, потери, поиски, встречи через десятилетия… Истории военных и послевоенных лет, сюжеты драматические и почти детективные. Судьбы тех, кого война застигла в младенчестве, и тех ребят военной поры, которые сами давно уже стали бабушками и дедами, но в жизни которых ее черный след тянется и сейчас. Из всего этого складывается не просто объемная картина, а целая панорама войны с детьми на переднем плане жизни у всего воюющего народа. Выживут они – выживет народ, его история, идеалы, будущее! Они отдали свое детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми, праздниками. Отдали, чтобы земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начинаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Война на время разрушила этот закон, но она же и доказала: когда страна в самых трагических обстоятельствах, на пределе возможностей считает своей важнейшей исторической миссией детства, она победит все! И сегодня, спустя 65 лет, мы должны сохранять мир, который отстоял русский народ в те страшные годы. Это должно быть главной миссией жизни человечества! Недаром в известной детской песни поется: Мы не дадим стать пеплом и золой Тому, что красотой земной зовется. Пусть будет мирным небо над землей, Пусть вечно детство звонкое смеется!
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота