выбранный для работы материал - «сказание о кожемяке». это небольшое по объему произведение кажется однозначным в своей простоте. в его основе лежит бродячий сюжет о поиске поединщика, который, при всей традиционности, несет важную идейную нагрузку. исследуя идейное содержание повести, можно выявить базовые ценности человека и оценить патриотический пафос .
заявленный урок является вторым в системе работы над текстом «повести временных лет». на первом уроке получают представление об создания, основном содержании, особенностях организации повествования в данном произведении.
воспитательная цель урока - определить базовые ценности человека древней руси, дать представление о патриотическом пафосе .
1 (с предварительной подготовкой). выразительно прочитайте «сказание о кожемяке».
2 (на восприятие текста). в какой тематический раздел можно отнести данный сюжет (используется презентация с предшествующего урока «повесть временных лет»):
- о принятии христианства на руси;
- об основании киева;
- о распрях князей;
- о военных походах олега;
- о сражениях, испытаниях и бедах, выпавших на долю киевской руси;
- о княжении ольги.
обоснуйте свой выбор, опираясь на текст.
вопрос 3 (восприятие текста, понимание реалий, актуализация знаний). кто такие печенеги? с какими еще врагами пришлось бороться русичам? ( справка – индивидуальное , подготовленное учеником). изобразите на карте, откуда и от кого исходили угрозы (слайд мультимедийной презентации).
какой вывод мы можем сделать? ( древняя русь существовала в условиях постоянной угрозы со стороны внешних врагов).
4-5. какими качествами должны были обладать люди, которые сохранили для потомков святую русь, а затем и расширили ее территорию? (предварительные варианты: любящими свою землю, сильными, отважными, самоотверженными). какова же тема сегодняшнего урока? а его цель?
вопросы 6 (воображение, восприятие текста, его интерпретация, сравнение с другими текстами, выход на идейное содержание). каким представляете себе кожемяку? (устное рисование, привлечение иллюстративного ряда с изображением богатырей). почему ему удалось победить врага? (варианты ответа: труд сделал его сильным; любил свою землю, свой народ, это придавало ему силы). что роднит кожемяку с былинными богатырями? (богатырская сила и готовность защитить родную землю). с какой целью и в предании, и в былинах используется прием гиперболы? (выпячивание, подчеркивание самого главного: качеств защитников).
7 (интерпретация текста, его идейное содержание). интерпретируйте 2 факта: 1) отец кожемяки сам приходит к князю и предлагает в поединщики сына, самого младшего в роду. 2) младший сын добровольно идет на смертельное испытание. (отец отдает кровное, последнее; сын осознанно и добровольно идет на смертельное испытание. вывод: готовность к высшей жертве – это залог непобедимости.
вопрос 8 с выходом на обобщение. что же самое дорогое у человека? (жизнь близких). что в сознании наших предков было дороже самого дорогого?
(родная земля).
вопросы 9 (на понимание ключевых слов, интерпретацию текста, осознавание ценностей). по словарю определите значения слов «отрок» и «муж». как «отрок» превращается в «мужа»? что такое мужество в понимании русичей? как мужчина мог про-славить себя и свой род? (стать «мужем» – проявить доблесть, пройти испытание на готовность принести себя в жертву во имя родины и народа. этим же можно было заслужить и славу).
как относились к смерти, которая зачеркивает индивидуальное бытие? а личность сохраняется при этом? (утверждается! )
вопрос 10 – общий вывод: какие же главные ценности были заложены в сознании людей?
11 (проверка читательского кругозора, умения вычленить и сопоставить основные мотивы, обобщить и сделать вывод). актуализируйте свой читательский опыт (дневники внеклассного чтения) и назовите произведения, в которых повторяются следующие мотивы (на слайде):
-враг нападает на землю (кстати, почему противоборствующие стороны стоят у реки? река – рубеж, граница между миром «своих» и «чужих»);
-враги запрашивают поединщика;
-поединщик не находится среди профессиональных воинов-дружинников, и князь оказывается в затруднении;
- представитель простого народа выходит на поединок, он одерживает победу и спасает родную землю от вражеской напасти.
вопрос12 (вывод): насколько уникален сюжет повести о кожемяке? почему герой летописи не имеет имени собственного? * (сюжет о поединщике из народа относится к общераспространенным в летописях и произведениях унт. безымянных героев было много; произведения устные и письменные неоднократно воспроизводили ситуацию их подвига как должную, нормативную).
* в устном народном творчестве параллельно с летописным сюжетом вплоть до 19 в. сохранялась сказка, в которой главный герой назывался никитой кожемякой.
свою повесть чингиз айтматов посвятил временам становления своей республики киргизии, когда появились люди, которые понимали, что для процветания народа необходимо его образованность.
таким человеком в произведении стал школьный учитель дюйшен. все действие развивается вокруг него и четырнадцатилетней ученицей алтынай. девочка , оставшись сиротой, с учителя сумела получить хорошее образование. в дальнейшем у ней все хорошо сложилось в жизни.
конечно главных героев в повести айтматова «первый учитель» двое, это дюйшен и алтыная, но не нужно забывать и об рассказчике – художнике, устами которого повествует эту автор. поэтому третьим главным героем я бы назвал рассказчика.
главная мысль этой повести, на мой взгляд, это подвиг, пусть не на поле боя, а в жизни. это действительно так. дюйшен, настоящий герой своего времени, способный к самопожертвованию во имя счастливого и свободного будущего. свои поступки, добрые дела, учитель совершал во имя других, не требуя ничего взамен.
автор пытается донести до нас мысль, что только добро, бескорыстность, любовь, великодушие является вечным и все это рано или поздно одержит победу над злом.
ответ:
выбранный для работы материал - «сказание о кожемяке». это небольшое по объему произведение кажется однозначным в своей простоте. в его основе лежит бродячий сюжет о поиске поединщика, который, при всей традиционности, несет важную идейную нагрузку. исследуя идейное содержание повести, можно выявить базовые ценности человека и оценить патриотический пафос .
заявленный урок является вторым в системе работы над текстом «повести временных лет». на первом уроке получают представление об создания, основном содержании, особенностях организации повествования в данном произведении.
воспитательная цель урока - определить базовые ценности человека древней руси, дать представление о патриотическом пафосе .
1 (с предварительной подготовкой). выразительно прочитайте «сказание о кожемяке».
2 (на восприятие текста). в какой тематический раздел можно отнести данный сюжет (используется презентация с предшествующего урока «повесть временных лет»):
- о принятии христианства на руси;
- об основании киева;
- о распрях князей;
- о военных походах олега;
- о сражениях, испытаниях и бедах, выпавших на долю киевской руси;
- о княжении ольги.
обоснуйте свой выбор, опираясь на текст.
вопрос 3 (восприятие текста, понимание реалий, актуализация знаний). кто такие печенеги? с какими еще врагами пришлось бороться русичам? ( справка – индивидуальное , подготовленное учеником). изобразите на карте, откуда и от кого исходили угрозы (слайд мультимедийной презентации).
какой вывод мы можем сделать? ( древняя русь существовала в условиях постоянной угрозы со стороны внешних врагов).
4-5. какими качествами должны были обладать люди, которые сохранили для потомков святую русь, а затем и расширили ее территорию? (предварительные варианты: любящими свою землю, сильными, отважными, самоотверженными). какова же тема сегодняшнего урока? а его цель?
вопросы 6 (воображение, восприятие текста, его интерпретация, сравнение с другими текстами, выход на идейное содержание). каким представляете себе кожемяку? (устное рисование, привлечение иллюстративного ряда с изображением богатырей). почему ему удалось победить врага? (варианты ответа: труд сделал его сильным; любил свою землю, свой народ, это придавало ему силы). что роднит кожемяку с былинными богатырями? (богатырская сила и готовность защитить родную землю). с какой целью и в предании, и в былинах используется прием гиперболы? (выпячивание, подчеркивание самого главного: качеств защитников).
7 (интерпретация текста, его идейное содержание). интерпретируйте 2 факта: 1) отец кожемяки сам приходит к князю и предлагает в поединщики сына, самого младшего в роду. 2) младший сын добровольно идет на смертельное испытание. (отец отдает кровное, последнее; сын осознанно и добровольно идет на смертельное испытание. вывод: готовность к высшей жертве – это залог непобедимости.
вопрос 8 с выходом на обобщение. что же самое дорогое у человека? (жизнь близких). что в сознании наших предков было дороже самого дорогого?
(родная земля).
вопросы 9 (на понимание ключевых слов, интерпретацию текста, осознавание ценностей). по словарю определите значения слов «отрок» и «муж». как «отрок» превращается в «мужа»? что такое мужество в понимании русичей? как мужчина мог про-славить себя и свой род? (стать «мужем» – проявить доблесть, пройти испытание на готовность принести себя в жертву во имя родины и народа. этим же можно было заслужить и славу).
как относились к смерти, которая зачеркивает индивидуальное бытие? а личность сохраняется при этом? (утверждается! )
вопрос 10 – общий вывод: какие же главные ценности были заложены в сознании людей?
11 (проверка читательского кругозора, умения вычленить и сопоставить основные мотивы, обобщить и сделать вывод). актуализируйте свой читательский опыт (дневники внеклассного чтения) и назовите произведения, в которых повторяются следующие мотивы (на слайде):
-враг нападает на землю (кстати, почему противоборствующие стороны стоят у реки? река – рубеж, граница между миром «своих» и «чужих»);
-враги запрашивают поединщика;
-поединщик не находится среди профессиональных воинов-дружинников, и князь оказывается в затруднении;
- представитель простого народа выходит на поединок, он одерживает победу и спасает родную землю от вражеской напасти.
вопрос12 (вывод): насколько уникален сюжет повести о кожемяке? почему герой летописи не имеет имени собственного? * (сюжет о поединщике из народа относится к общераспространенным в летописях и произведениях унт. безымянных героев было много; произведения устные и письменные неоднократно воспроизводили ситуацию их подвига как должную, нормативную).
* в устном народном творчестве параллельно с летописным сюжетом вплоть до 19 в. сохранялась сказка, в которой главный герой назывался никитой кожемякой.
объяснение:
ответ:
свою повесть чингиз айтматов посвятил временам становления своей республики киргизии, когда появились люди, которые понимали, что для процветания народа необходимо его образованность.
таким человеком в произведении стал школьный учитель дюйшен. все действие развивается вокруг него и четырнадцатилетней ученицей алтынай. девочка , оставшись сиротой, с учителя сумела получить хорошее образование. в дальнейшем у ней все хорошо сложилось в жизни.
конечно главных героев в повести айтматова «первый учитель» двое, это дюйшен и алтыная, но не нужно забывать и об рассказчике – художнике, устами которого повествует эту автор. поэтому третьим главным героем я бы назвал рассказчика.
главная мысль этой повести, на мой взгляд, это подвиг, пусть не на поле боя, а в жизни. это действительно так. дюйшен, настоящий герой своего времени, способный к самопожертвованию во имя счастливого и свободного будущего. свои поступки, добрые дела, учитель совершал во имя других, не требуя ничего взамен.
автор пытается донести до нас мысль, что только добро, бескорыстность, любовь, великодушие является вечным и все это рано или поздно одержит победу над злом.
объяснение: