А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и "дикость" дворянства, в романе "Дубровский" выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского. Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Дворовыми людьми движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов". Бунт в душе народа почти всегда "выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер. А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам. В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.
Дружба - великая сила.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.Без беды друга не узнаешь.Дружба любит дело.Скатерть со стола — и дружба сплыла.Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.Вода у друга лучше, чем у врага мёд.За дружбу дружбой платят.Две кошки в мешке дружбы не заведут.Маленькая дружба лучше большой ссоры.Друга на деньги не купишь.Друг - твоё зеркало.Не в службу, а в дружбу.Для дорогого друга - ворота настежь.Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.Дерево держится корнями, а человек друзьями.Единственный иметь друга - это быть другом.Лучше друг верный, чем камень драгоценный.Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.Не бросай друга в несчастье.Не годы сближают людей, а минуты.Не поспоришь - не подружишь.Дружба не служба; а кому дружить, на того служить.Нет друга - ищи, нашёл - береги.Одёжа хороша новая, а друг - старый.В долг давать – дружбу терять.Старый друг лучше новых двух.Человек без друга, что земля без воды.Что за тем гоняться, кто не хочет знаться.Без друга в жизни туго.Были бы пирожки - будут и дружки.Дружба дружбой, а в карман не лезь.Дружба заботой да подмогой крепка.Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.Друг в беде - друг вдвойне.Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.Друг не испытанный, что орех не расколотый.Друг спорит, а недруг поддакивает.Друзья наших друзей - наши друзья.Знал дружка в радости, не оставляй в горести.Из-за нового приятеля не теряй старого.Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.Не давай денег, не теряй дружбы.К дому друга дорога никогда не бывает длинной.Над другом посмеёшься - над собой поплачешь.Назвался другом в беде.Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.Недостаток доверия вредит дружбе.Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.Расстояние дружбе не мешает. Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского.
Дворовыми людьми движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов".
Бунт в душе народа почти всегда "выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.
А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.
В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.