ответ:Нормы народной жизни XVI века были отражены в «Домострое», который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. Домострой требует почитания Царя земного, но еще более - Царя небесного: «сей временен, а небесный вечен». Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют «классическим» образцом норм «семейного права». Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники. Домострой называют законом для всей семьи.
Он вошел в семью как воздух. О нем не думали, не сверяли поступки, он
был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи.
Отец - глава, его слово - закон. Мать - его Во взглядах на большое и малое они едины.
Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы «Домостроя» не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. В «Домострое» говорится: «Жена добрая - получше камня драгоценного, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Жена добрая и трудолюбивая - венец своему мужу, коль обрёл муж жену свою добрую - только хорошее выносит из дома своего. За хорошую, верную жену похвала мужу и честь». Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной и другом своему мужу. Замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора. До сих пор сохранилось слово «опростоволоситься», которое означает «опозориться, осрамиться».
Народная масса показана в повести Пушкина неодноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), и крепостные (Савельич), и «старинные люди» (Мироновы).
Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.
Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый». ерез различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.
ответ:Нормы народной жизни XVI века были отражены в «Домострое», который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. Домострой требует почитания Царя земного, но еще более - Царя небесного: «сей временен, а небесный вечен». Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют «классическим» образцом норм «семейного права». Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники. Домострой называют законом для всей семьи.
Он вошел в семью как воздух. О нем не думали, не сверяли поступки, он
был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи.
Отец - глава, его слово - закон. Мать - его Во взглядах на большое и малое они едины.
Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы «Домостроя» не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. В «Домострое» говорится: «Жена добрая - получше камня драгоценного, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Жена добрая и трудолюбивая - венец своему мужу, коль обрёл муж жену свою добрую - только хорошее выносит из дома своего. За хорошую, верную жену похвала мужу и честь». Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной и другом своему мужу. Замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора. До сих пор сохранилось слово «опростоволоситься», которое означает «опозориться, осрамиться».
Объяснение:
Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.
Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый». ерез различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.