Приведите примеры художественной детали в описании быта Самсона Вырина после побега дочери. — Сравните два пейзажа. (можно в таблице) В начале повести (первый приезд рассказчика): “День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь…” В последний приезд рассказчика: “Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев”.
— Какова же роль пейзажа в повести Пушкина? Случайно ли первая встреча со смотрителем происходит весной, а последняя – осенью?
— Найдите свои примеры художественных деталей в повести.
Смысл названия повести.
— Повесть называется не “Самсон Вырин”, не “Девушка и гусар” или как-то еще, а “Станционный смотритель”. Как вы думаете, почему автор выбрал это название?
Работа с иллюстрациями к повести.
— Повесть проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского, Д. Шмаринова, А. Венециана (найдите их в Интернете).
— Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Таким ли вы представляли себе внешний облик героев?
— Подбор цитат из повести к иллюстрациям.
Былина "Илья Муромец и соловей-разбойник" не просто описывает подвиги русского Богатыря, сцены и события его жизни, но является очень поучительной.
Соловей-разбойник олицетворяет все злые силы, которые пытались на протяжении истории земли русской захватить ее т покорить.
Богатырь же встает на защиту своей Родины и бесстрашно сражается за ее освобождение от ига злых сил.
Былина учит тому, что справедливость воссторжествует, что нужно беззаветно и преданно любить свою родину и свой народ.
Из этой былины нужно научиться тому, что сильный дух победит даже превосходящие силы противника, что не нужно падать духом в трудных ситуациях и не отступать
Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет – художественное определение;
сравнение;
аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония – скрытая насмешка;
гипербола – художественное преувеличение;
литота – художественное преуменьшение;
олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" – отсутствуют;
паралеллизм.