В композиции поэмы огромна роль природы, естественных обстоятельств человеческой жизни, могущественно и чарующе прекрасных, укрепляющих Мцыри в его жизнелюбии. В поэме в противоположность душной атмосфере монастыря с его «сумрачными стенами» представлена вольная природа: «горные хребты, причудливые как мечты» , «белый караван залетных птиц» , «седой незыблемый Кавказ» . Однако именно природа выступает орудием судьбы, рока. Сначала - эта дружба «меж бурным сердцем и грозой» , затем великолепная природа предстает перед Мцыри как «Божий сад» , но потом становится преградой между ним и отчизной: «…Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял И тут с пути сбиваться стал… » Выросший взаперти Мцыри, оказался непри к жизни на воле. Он погибает, как «в тюрьме воспитанный цветок» . Кавказский пейзаж введён в поэму, главным образом, как средство раскрытия образа героя. Белинский писал: « Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла иподавала ему материалы, когда он писал эту поэму» . Презирая своё окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой, только в ней он видит гармонию, всё то, чего лишён в человеческом обществе. Заключённый в монастырь, юноша сравнивает себя с листком, оторванным грозой и оказавшимся в сумрачных стенах. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову. Дитя природы, Мцыри припадает к земле и, как сказочный герой, узнаёт тайну птичьих песен, загадку их вещего щебетания. Ему становится понятен спор потока с камнями, дума разъединённых скал, жаждущих встречи; взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, ему чудится, что «прилежный взор» его мог бы видеть в прозрачной синеве неба полёт ангелов. Открывшийся огромный мир всей мощью обрушивается на юношу, и он становится подобен дикому зверю. С особой силой это проявляется в его схватке с барсом: И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. В этой битве проявляется всё мужество и стойкость Мцыри, происходит равное соперничество, где каждое живое существо отстаивает своё право на жизнь. Юноша побеждает и находит в себе силы продолжить свой путь. Но композиция романа замкнута, и он волею рока возвращается в монастырь, едва познав «блаженство вольности» , герой снова оказывается в тюрьме, когда – то ему жизнь: Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной! Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, поэтому смерть не страшит Мцыри. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Увидев красоту жизни, почувствовав вкус свободы, Мцыри не жалеет, что осуществил попытку вырваться из пут. И не его вина, что ему не удалось сделать это. Дух его не сломлен, а мужество, героизм, воля героя могут являться примером для тех, кто страстно стремится к достижению поставленной цели. Он учит нас не бояться и делать решительные шаги, позволяющие строить такую жизнь, какую жаждет наше сердце и душа.
Моим любимым героем повести является Тарас Бульба. Гоголь показал одного из героев национально – освободительной борьбы украинского козачеста за свою независимость. Эпоха наложила большой отпечаток на его жизнь.
Читая первую главу повести, главный герой вызывает у меня отвращение. Суровая жизнь того времени, редкие встречи с семьей сказались на его характере. Тарас Бульба не показывал доброго отношения к своей жене («А где стара? Живее, стара, готовь нам есть…» ) , но он воспитывал в своих сыновьях почтение и уважение к матери («Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый ХV век» , - писал Н. В. Гоголь.
Тарас Бульба любил «простую жизнь козаков» , которая обязывала чтить православную веру, не стыдить товарищество и горячо любить родину. Тарас был суров, иногда жесток и решителен в поступках.
Светлица Бульбы была убрана во вкусе того «бранного, трудного» и изможденного войнами времени. Убранство его напоминает склад награбленных вещей. «На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья… На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы… » . Таким образом Гоголь не только знакомит читателей с бытом козачьей семьи, но и характеризует с бытом владельца. Обстановка жилища дает знать о том, что его хозяин – воин, жизнь которого в постоянной борьбе и военных походах.
Если в первой половине повести Тарас Бульба ничем не отличался от своих соратников – «был одним из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» , то во второй половине мы видим закаленного в битвах, сильного духом полковника, которого слушают и поддерживают товарищи по борьбе.
Так он произносит свою знаменитую речь о том, «что такое есть товарищество» . Он призывает их отомстить за «оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетения, за позорное унижение своих нравов, за посмеяние своих прав» .
Тарас Бульба был патриотом, его мужество особо проявляется тогда, когда он честно сражается в битве под Дубно, погибает на костре. И своих сыновей Тарас учит следовать его примеру.
На протяжении всей повести Н. В. Гоголь показывает, как закаляется дух Тараса Бульбы. Особенно после казни его сына – Остапа Тарас Бульба не представляет свою жизнь без борьбы. Наряду с высокими целями Гоголь показывает всю жестокость его характера: «… даже самим козакам казалось чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением» .
Даже последние минуты жизни Тарас Бульба не переставал бороться за свободу Украины и украинцам, которые отстреливались от ляхов. «Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!» . Тарас Бульба в повести Н. В. Гоголя близок к народному представлению о героическом, богатырском характере.
«…Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал… »
Выросший взаперти Мцыри, оказался непри к жизни на воле. Он погибает, как «в тюрьме воспитанный цветок» .
Кавказский пейзаж введён в поэму, главным образом, как средство раскрытия образа героя. Белинский писал: « Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла иподавала ему материалы, когда он писал эту поэму» . Презирая своё окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой, только в ней он видит гармонию, всё то, чего лишён в человеческом обществе. Заключённый в монастырь, юноша сравнивает себя с листком, оторванным грозой и оказавшимся в сумрачных стенах. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову. Дитя природы, Мцыри припадает к земле и, как сказочный герой, узнаёт тайну птичьих песен, загадку их вещего щебетания. Ему становится понятен спор потока с камнями, дума разъединённых скал, жаждущих встречи; взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, ему чудится, что «прилежный взор» его мог бы видеть в прозрачной синеве неба полёт ангелов. Открывшийся огромный мир всей мощью обрушивается на юношу, и он становится подобен дикому зверю. С особой силой это проявляется в его схватке с барсом:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
В этой битве проявляется всё мужество и стойкость Мцыри, происходит равное соперничество, где каждое живое существо отстаивает своё право на жизнь. Юноша побеждает и находит в себе силы продолжить свой путь. Но композиция романа замкнута, и он волею рока возвращается в монастырь, едва познав «блаженство вольности» , герой снова оказывается в тюрьме, когда – то ему жизнь:
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, поэтому смерть не страшит Мцыри. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Увидев красоту жизни, почувствовав вкус свободы, Мцыри не жалеет, что осуществил попытку вырваться из пут. И не его вина, что ему не удалось сделать это. Дух его не сломлен, а мужество, героизм, воля героя могут являться примером для тех, кто страстно стремится к достижению поставленной цели. Он учит нас не бояться и делать решительные шаги, позволяющие строить такую жизнь, какую жаждет наше сердце и душа.
героем повести является Тарас Бульба. Гоголь
показал одного из героев национально – освободительной борьбы
украинского козачеста
за свою
независимость. Эпоха наложила большой отпечаток на его жизнь.
Читая
первую
главу повести, главный герой вызывает у меня отвращение. Суровая жизнь
того
времени, редкие встречи с семьей сказались на его характере. Тарас
Бульба не
показывал доброго отношения к своей жене («А где стара?
Живее, стара, готовь
нам есть…» ) , но он воспитывал в своих сыновьях
почтение и уважение к матери
(«Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и
на земле
«Бульба был упрям
страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в
тяжелый ХV век» ,
- писал Н. В. Гоголь.
Тарас
Бульба любил
«простую жизнь козаков» ,
которая обязывала чтить православную веру, не стыдить товарищество и
горячо
любить родину. Тарас был суров, иногда жесток и решителен в
поступках.
Светлица
Бульбы была убрана во вкусе того «бранного,
трудного» и изможденного войнами
времени. Убранство его напоминает склад награбленных вещей.
«На стенах – сабли,
нагайки, сетки для птиц, невода и ружья… На полках по углам
стояли кувшины,
бутылки и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки,
позолоченные чарки всякой работы… » . Таким образом
Гоголь не только знакомит
читателей с бытом козачьей семьи, но и характеризует с бытом
владельца. Обстановка жилища дает знать о том, что его хозяин
– воин,
жизнь которого
в постоянной борьбе и военных походах.
Если в первой половине
повести
Тарас Бульба ничем не отличался от своих соратников –
«был одним из числа
коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и
отличался грубой прямотой своего нрава» , то во второй
половине мы видим
закаленного в битвах, сильного духом полковника, которого слушают и
поддерживают товарищи по борьбе.
Так он произносит свою знаменитую речь
о том,
«что такое есть товарищество» . Он призывает их
отомстить за «оскорбление веры
предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства
чужеземных
панов, за угнетения, за позорное унижение своих нравов, за посмеяние
своих
прав» .
Тарас Бульба был патриотом, его мужество особо
проявляется тогда, когда
он честно сражается в битве под Дубно,
погибает на костре. И своих сыновей Тарас учит следовать
его примеру.
На протяжении всей повести Н. В. Гоголь показывает, как
закаляется
дух Тараса Бульбы. Особенно после казни его сына – Остапа
Тарас Бульба не
представляет свою жизнь без борьбы. Наряду с высокими целями Гоголь
показывает
всю жестокость его характера: «… даже самим
козакам казалось чрезмерною
его беспощадная
свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая
голова его,
и совет его в войсковом совете дышал только одним
истреблением» .
Даже последние
минуты жизни Тарас Бульба не переставал
бороться за свободу Украины и украинцам, которые
отстреливались от
ляхов. «Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы,
что такое
православная русская вера!» . Тарас Бульба в
повести Н. В. Гоголя близок к народному
представлению о героическом, богатырском характере.