Проанализировать стихотворение «Водопад», по образцу Образец анализа
,, - такая картина возникает в воображении после прочтения стихотворения (ФИО автора) «». Словно вторит ассоциациям читателя название произведения.
Предметом изображения поэта становится (является) . Перед нами возникает вереница ярких образов (,,,), свидетельствующих о том, что основная тема стихотворения - .
Это поэтическое произведение воспринимается как (лирическая миниатюра, дружеское/ любовное/ гражданское послание, пейзажная зарисовка, элегия, анакреонтическая лирика, философское размышление). , - вот центральные вопросы ,с которыми поэт обращается к читателю. (автор)постепенно подводит нас к основной мысли: (сформулировать идею).
В композиционном плане стихотворение распадается на частей: , (описать микротемы). Развитие сюжета / чувства ( динамично/ статично).
Лирический герой стихотворения – человек, который живет сердцем. Ему важно . Он созерцатель/ активный деятель. Лирический герой тонко чувствует природу: .
Для того чтобы ярко, зримо представить описываемое поэт использует широкий арсенал средств художественной выразительности. Стихотворение воспринимается как некое музыкальное произведение: так гармонично и естественно созданы звуковые образы с ассонансов/аллитераций (), приема звукописи ().
Разнообразен и лексический состав произведения. В нем мы находим такие эмоционально-окрашенные слова, как «», «___» ,позволяющие передать восторг ,умиление, радость/ уныние, печаль/ негодование, злость лирического героя от .
Автор умело сочетает книжную и разговорную лексику, что позволяет просто , убедительно говорить о таком чувстве/понятии, как .
Разнообразны и использованные (автор) тропы. Яркие эпитеты («», «__») подчеркивают , метафоры образно представить
В стихотворении преобладают имена существительные/ прилагательные/ глаголы ,что позволяет сосредоточить внимание на рисуемых поэтом картинах, динамике событий/чувств.
Среди синтаксических средств выразительности можно отметить использование риторических восклицаний («!»), передающих чувство ; инверсию («»), обращающую внимание читателя на слове «»…..
Поражает и цветопись стихотворения: (прокомментировать).
Обилие (или сочетание) простых/ сложных, односоставных/ двусоставных предложений передаче ритмико-мелодической структуры стиха: от замедленного темпа строк ___строфы к быстрому темпу ___строфы. Поддерживается ритмический рисунок стиха и стихотворным размером - (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
Мелодика стихотворения минорная/ мажорная. (привести свои ассоциации: может быть, колокольные перезвоны, мелодия вальса, марша, ностальгическая мелодия…).
Рифма , используемая в стихотворении – женская/мужская; рифмовка ( смежная, кольцевая, перекрестная).
Мастерство автора состоит в том, что он гармонично соединил форму и содержание, подчинив их раскрытию темы и идеи стихотворения
У ХІХ ст. українські землі знаходилися у складі двох імперій – Російської й Австрійської. У складі Росії було створено дев’ять губерній: Харківська, Чернігівська, Полтавська, Київська, Подільська, Волинська, Катеринославська, Херсонська, Таврійська. На них проживало понад 8 млн. людей, здебільшого українців і росіян. Східна Галичина, Північна Буковина, Закарпаття були у складі Австрійської імперії Габсбургів. Чисельність населення зазначених регіонів дорівнювала 3,5 млн. людей. За національним складом це були українці (русини), поляки, мадяри, валахи (молдавани). Соціально-економічне становище українців, особливо селян у обох імперіях було економічно важким, але суттєво відрізнялося. Для австрійців і поляків українці були чужими за культурою вірою і звичаями, їх слід було онімечити та полонізувати. У Росії кріпосницький гніт мало чим відрізнявся від рабства, але українці тут вважалися руськими, частиною єдиного народу.
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт- философ благодаря
космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и
ночь, жизнь и смерть, зима и весна, космос и хаос. Противоречия в лирике Тютчева
отражают противоречия жизни, а явления природы часто ассоциируются с определёнными
состояниями человеческой души.
Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже их противоречивое единство. Д. И. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы...»
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Как и многие поэты, Тютчев считал, что человек - разрушающее начало в природе. Человек слаб и физически и духовно, он не может противостоять своим страстям и порокам. Это делает его поступки хаотичными и беспорядочными, а желания - непостоянными и необъяснимыми.
Тютчев изображал природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он
пытался понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое,
разумное существо. Она может чувствовать, радоваться и грустить:
Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Изображая природу таким , Тютчев наделял ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисовал не одно какое-нибудь состояние природы, а показывал ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы.
Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами
Вот отчего нам ночь страшна
Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, Именно ночь порождает у людей чувство одиночества, затерянности в пространстве, бес перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой».
...На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул...
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженочный гул...
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?
Поэзия Тютчева трогательна, автор пишет о всем с невероятной тонкостью чувств. Ему удалось прочувствовать и человеческую суть и природу во всех ее проявлениях, благодаря чему читателю открывается совершенный мир, в котором есть место только прекрасному и незыблемому. Федор Иванович показывает завидное единство всего живого, в котором нет места противостоянию — существует лишь гармония и умиротворение, которые представляют собой суть земного существования человека, его первоочередную цель и путь, который ведет в бесконечность.