Проанализируйте стихотворение Твардовского "Весенние строчки" по плану:
1. Автор и название стихотворения. Краткая информация об авторе
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- паралеллизм;
- сравнение;
. - эпитет - художественное определение.
7Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический во обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Русская природа — неиссякаемый источник вдохновения поэтов. Я думаю, каждый из них без исключения хотя бы строчку, хотя бы слово — но посвящал нашей Родине. И её образ в лирике отечественных поэтов представляет собой нечто цельное, живое — как будто мы читаем стихотворения для чьей-то любимой женщины. Так уж сложилось исторически — нашу страну называют многострадальной: пусть уставшей от набегов и напастей, но гордой и прекрасной. И природа олицетворяет её русский характер.
Например, А. Блок в своих стихотворениях сравнивал природу России с таинственной красавицей, представляя её читателю как живого человека, а леса, реки и болота – как элементы её одежды…Поэт боготворит нашу страну и ее особенности, собирая в одном четверостишье целый букет образов – от журавлей и полей до мутного взора колдуна. А в стихотворении другого поэта, С. А. Есенина, «Гой ты, Русь моя родная…» можно разглядеть любовь и свободолюбие, которыми автор наделил Русь, её природу и всё, что связано с русской душой.
Строки о городе Павловске были написаны А. Ахматовой в 1915 году. Тенистый и томный луг, чугунные ворота, блаженная дрожь, — каждый образ стихотворения – важная деталь одной большой картины представления поэтессы о русской природе. Другой поэт серебряного века, Владимир Маяковский, который запомнился нам игрой ноктюрна на водосточных трубах, в своём стихотворении «Небесный чердак» восхищается окружающим миром, говоря об искрящейся радуге и прелести русской природы. Не изменяя своему стилю, автор отчеканил каждое слово, наполненное яркой образностью и рисующее читателю пейзажи России.
Неважно, в какое время жил поэт, кем он был, какого был пола, возраста, независимо от стиля, в котором писал — если это поэт с русской душой — то не выразить своей любви к природе России он не мог. И мы можем не только выехать за город и посмотреть вокруг, разделяя чувства авторов, но и видеть эти образы, сидя на запыленной остановке и читая сборник чьих-то стихотворений
По очень точному наблюдению критики, — «новый уровень общения людей: здесь душа с душою говорит» . Если в повестях Распутина душа высока в своей трагедии, но одинока, то в рассказах она распахнута навстречу миру, природе. Эта устремленность вовне душ героев обуславливает их обогащение неведомыми ранее чувствами.
Любовь к добру — вот что привлекает в героях распутинских рассказов. Все они стремятся обрести внутреннюю гармонию, быть в ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит еще и потому, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, жадно воспринимается детьми и затем приносит в их душах щедрые дары. В одном из лучших рассказов Распутина «Век живи — век люби» пятнадцатилетний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда добра, уже требующего своей реализации. Это добро воплощено в стремлении к любви, ибо в ней — вся сила, держащая этот мир, не дающая ему пропасть; в ней — вся сущность человека: для того он и явлен миру, чтобы отблагодарить, согреть его своею любовью. Иначе, зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?!