ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ(от греч oikos - дом, родина, logos — учение, слово).— Понятие Э., относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей, переносится сегодня наотношение к К. и вообще к памяти, связанной с Впервые выделяя в Э. два раздела: Э. биологическую и Э. к., академик Д. С. Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: «Человекживет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранениекультурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природанеобходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для егодуховной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности». Э. к. можно считатьодним из разделов экологической эстетики, затрагивающим проблемы историко-культурного наследия(Наследие художественное) и его включения в совр. сознание. По Лихачеву, страна—это единство народа, природы и культуры, важнейшими элементами к-рой служат человечность, одухотворенность. Этоположение, как и понятие «гомосфера», к-рым пользуется ученый, вполне согласуется с учением В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы, хозяйственной и культурной деятельности человека. Тут две т. зр. на один предмет: ученого-естествоиспытателя — основанная на изучении космоса, и ученого-гуманитария — исходящая как быизнутри человеческой культуры. Экологическое движение в целом сливается сегодня с антивоеннымдвижением, выступлениями против угрозы ядерной войны и «звездных войн». Новое мышление, объединяющее людей доброй воли, отвечает давней мечте человечества, эстетически выраженной впредставлении о неразделимости мира и красоты.
В образе Ярославны в "Слове о полку Игореве" нашли отражение характерные черты внутрисемейных отношений и, в первую очередь, уважительное отношение к женщине. Образ Ярославны воспринимается как символ женской верности. В монологе Ярославны раскрывается богатство и сила ее внутреннего мира, подчеркиваются ее бесстрашие и мужество: она готова мужественно разделить с мужем все тяготы и невзгоды военного похода. Безгранично и ее милосердие: своим присутствием Ярославна хочет облегчить страдания раненого и плененного Игоря.