Прочитайте басню «Любопытный» на стр. 140. Выполните задания: 1. Какие жанровые признаки доказывают, что это басня? (см. материал учебника на стр.131)
2. Назовите тему басни (о чем в ней говорится?).
3. Какова мораль басни? Выразите ее своими словами. Выпишите строки басни, содержащие ее основную мысль.
5. Назовите героев басни. Какие поступки они совершают?
6. В чем заключается аллегорический смысл образов?
7. Что бы вы посоветовали главному герою басни?
Какие пороки высмеивает в басне И.А. Крылов?
8.Найдите в басне выражение, ставшее поговоркой. Выпишите его.
9. Составьте синквейн «Любопытный»
Пушкина «Станционный смотритель» стоит особняком в творчестве великого поэта. Написана повесть была в 1830 году в Болдино. То ли осень повлияла на автора, но повесть получилась грустной и печальной одновременно.
Небольшое по объему произведение заставляет задуматься о многих вопросах. В «Станционном смотрителе» нет однозначно отрицательных героев.
Можно ли назвать финал повести счастливым? Я думаю, что нет. Дуня не прощена, несчастный Вырин умер.
Повесть Пушкина заставляет задуматься о проблеме отцов и детей, об ответственности детей перед своими родителями, о высоких моральных качествах человека
проанализируйте основные развернутые реплики-монологи Чацкого. что составляет их тематику? как воплощены в них идеалы и антиидеалы героя? что сближает Чацкого с героями произведений писаталей-романтиков?
Первый монолог героя начинается ещё до завязки основного сюжета. «Ну то ваш батюшка?» — интересуется он. А далее касается московских нравов, ничуть не изменившихся за годы его отсутствия. Удручает его существующая система воспитания детей гувернерами-иностранцами, дворянские дети вырастают в полной уверенности, что учитель немец или француз — норма. Качество образования оставляет желать лучшего, но их родителей привлекает цена оказания услуг такими гувернёрами. Чацкий в своей насмешливой манере замечает, что теперь «смешение языков французского с нижегородским» является признаком образованности.
Отношение главного героя ко всему иностранному можно понять, если проанализировать монолог Чацкого о французике из Бордо, в котором герой рассказывает, как тот собирался в нашу страну: «В Россию, к варварам, со страхом и слезами, приехал — и нашёл, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил».
Со вторым монологом героя начинается завязка конфликта. По плану пьесы Фамусов в невежливой манере отзывается о свободных взглядах Чацкого, уязвляет его гордость. Молодой человек, испытывая нежные чувства к Софье, старается не раздражать её отца, кратко ему отвечает, но поддакивать не собирается. «И точно, начал свет глупеть…», — так начал он свою речь в довольно спокойном и ироничном тоне после нравоучений Фамусова. Так начинается противостояние двух мировоззрений — нынешнего и уходящего.
Пытаясь с пафосом научить Чацкого, как делать карьеру, Фамусов постоянно ссылается на опыт дядюшки Максима Петровича, считая его эталоном для подражания. Чацкий же с таким подходом категорически несогласен. Он считает, что екатерининский век «покорности и страха» уже уступив место новой истории, в которой для успешной карьеры не требуется «подставлять затылок», достаточно быть честным и любящим своё дело.