Прочитайте фрагмент литературоведческой статьи, посвящённой поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Кратко сформулируйте особенности композиции поэмы. Запишите свой ответ.
У поэмы А. Т. Твардовского необычная структура. Она состоит из 30 глав, 25 из которых посвящены событиям «жизни на войне» солдата Василия Ивановича Тёркина; четыре, с одинаковым названием «от автора», являются лирическими отступлениями на различные темы, связанные с войной; и одна глава, «о себе», содержит сведения о создателе Тёркина.
Таким образом, ткань повествования представлена разрозненными стихотворными рассказами о событиях, на первый взгляд не связанных между собой, так как нет плавных переходов от одного эпизода к другому. Автор высвечивает героя в какой-то определённый момент, будь то переправа или бой с немцем, или задушевная беседа с товарищами во время долгожданного отдыха, а затем «гасит прожектор» до следующего яркого события в «биографии» героя.
Такое построение художественного текста называют фрагментарной композицией. Не связаны эпизоды между собой, конечно, только на первый взгляд: все они объединены фигурой главного героя «Книги про бойца» — Василия Тёркина.
Тема ночи – ключевая в творчестве Тютчева. Как правило, темное время суток в его лирике – это период обнажения бездны, период, когда человек оказывается лицом к лицу с хаосом. Не случайно едва ли не главное слово в поэзии Федора Ивановича – роковой. В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом…» тьма, спускающаяся каждый день на землю, не так опасна, как обычно в произведениях Тютчева. При этом сохраняется одна из важнейших черт ночи предельно обострять человеческие чувства. Скорей всего, днем лирический герой не смог бы полностью понять величие той бессменной, никогда не останавливающейся жизни, о которой идет речь в миниатюре.