Прочитайте отрывок из произведения Ю.П. Казакова . Выполните задания
Чуткие избы в деревне, с поветями высокими, крепко строены, у каждой век долгий — все помнят, все знают. Уходит на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал. Придут ли рыбаки на мотоботе с глубьевого лова, знает деревня и про них, с чем пришли и как ловилось. Помрет старик древний, отмолят его по-своему, отчитают по древним книгам, повалят на песчаном угрюмом кладбище, и опять все видит деревня и вопли женок принимает чутко.
Никишку в деревне любят все. Какой-то он не такой, как все, тихий, ласковый, а ребята в деревне все «зуйки», настырные, насмешники. Лет ему восемь, на голове вихор белый, лицо бледное в веснушках, уши большие, вялые, тонкие, а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей. Глянет — и вот младенец несмышленый, а другой раз глянет — вроде старик мудрый. Тих, задумчив Никишка, ребят сторонится, не играет, любит разговоры слушать, сам говорит редко, и то во А это что? А это почто?» — с отцом только разговорчив да с матерью. Голос у него тонкий, приятный, как свирель, а смеется басом, будто немой: «гы-гы-гы!» Ребята дразнят его: как чуть что, бегут, кричат: «Никишка-молчун! Молчун, посмейся!» Сердится тогда Никишка, обидно ему, прячется в поветь, сидит там один, качается, шепчет что-то. А в повети хорошо: темно, не заходит никто, подумать о разном можно, и пахнет крепко сеном, да дегтем, да водорослями сухими.
а) назовите произведение , из которого взят отрывок
в) найдите и выпишите по одному примеру изобразительно-выразительных средств в
данном отрывке:
олицетворение –
эпитет –
сравнение -
г) ответьте на во почему ребята дразнят Никишку
ответ:
в поэме «мцыри» великий поет михаил лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.
парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. монастырь этот стал для него тюрьмой. с детства он был серьезным и собранным. одиночество сводило мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.
мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле. за эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь - то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.
для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.
юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. натура его поэтична. его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. в сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.
в конце поэмы мцыри погибает. он так и не сумел достичь родного кавказа. но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.
лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.
Часть 1.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы».
Это слова пламенного патриота, который горячо любит свою родину и свой народ, страдает при виде бедствий народа и желает сказать правду о своей стране, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев рисует в своей книге широчайшую картину жизни России своего времени. Он показывает жизнь разных слоев общества (царского двора, поместного дворянства, чиновников, купцов, крестьян), говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков, высказывается по вопросам культуры, образования и воспитания, семейных отношений, войны и мира и т. д. И все эти вопросы он освещает с точки зрения революционера, непримиримого борца против угнетения человека человеком. Он обличает самый строй, самодержавно-крепостнический порядок, справедливо видя в нём источник зла. Но он не только обличает, он зовет к революции. Только революция, мыслит Радищев, может избавить народ от его тиранов — царей и помещиков Так центральными темами книги становятся две: крепостное право и самодержавие» а основной идеей — идея народной революции.