Прочитайте рассказ И. А. Бунина «Сверчок» (см. после вопросов).
2 Письменно (полными ответами) ответьте на следующие вопросы:
1.Из каких смысловых частей состоит это произведение? В чём смысл
такой композиции?
2 Какими подробностями (зрительными, слуховыми) в описании
природы во вступительной части произведения писатель как бы
подготавливает рассказ Сверчка о трагедии с сыном?
3 В каком помещении жили и работали шорники? Какова роль
описания этого помещения?
4 Каков смысл прозвища «Сверчок»? Есть ли у героя имя?
5 Сверчок показан в сопоставлении с другим героем, шорником
Василием. Как автор описывает внешность, манеру трудиться
Василия?
6 Как выглядит Сверчок? Подберите эпитеты, при которых
можно охарактеризовать главного героя (3-4 из текста
произведения).
7 Почему писатель показывает Сверчка в сопоставлении с Василием?
8 Каково авторское отношение к герою?
9 Почему, по-вашему, И.А. Бунин избирает героем рассказа
маленького, некрасивого, даже незаметного человека?
10 Какую историю поведал Сверчок?
11 В каких строчках выражен протест Сверчка против гибели сына?
В какой форме он передан?
12 Как сам Сверчок относится к своей трагедии?
13 В чём видит автор внутреннюю красоту Сверчка?
14 Каково ваше отношение к Сверчку?
так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.
но вместе с тем образ героя мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного лермонтовым. «мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.
мцыри чужд тому месту, где он вырос. монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. жизнелюбие мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь мцыри монах не раз «хладно» прерывал. но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. да, он наслаждается вольной жизнью, но натура мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает. однако возможно ли это возвращение?
мцыри сбился с пути, его родной кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь мцыри не знает пути туда. он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. да и кто ждет мцыри в родном, но давно разоренном ауле? мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ мцыри к высотам трагического образадля того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в мцыри. и всему этому суждено погибнуть! здесь образ мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. его современники, как и мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у мцыри, у них не хватало сил их осуществить.