Магистральным сюжетом» с точки зрения Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого можно назвать отражение в литературе ХХ века борьбы классических и модернистских систем, завершившейся их синтезом, «приведшим к рождению нового творческого метода», который литературоведы и называют постмодернизмом[45].
Мы воспользовались термином «магистральный сюжет» применительно к притчам, ассоциации с которыми находим при чтении «Старшего сына»; таковыми являются притча о блудном сыне, притча о заблудшей овце, притча о пастыре добром и притча о потерянном таланте и др. В перечисленных притчах представлен один архитипический мотив – уход человека из родного дома. С точки зрения богословов, этот мотив объединяет все притчи, осмысляющие взаимоотношения Бога и человека, но каждая из притч посвящена оценке разных этапов этих взаимоотношений. На метафизическом уровне образы отца и сына пьесы А.Вампилова вызывают у нас ассоциации, в первую очередь, с библейскими притчами об отце, среди них – притча о блудном сыне. Называя общие черты пьесы и притчи, следует отметить разделение героев на представителей двух поколений: отцов и сыновей.
Начинаясь как бытовой анекдот, драма «Старший сын» заканчивается как философская притча, при этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли.
В пьесе с самого начала отчетливо мотив поиска пути: опоздав на последнюю электричку, студент Бусыгин заблудился в неизвестном ему пригородном районе; собирается с будущим мужем на Сахалин Нина Сарафанова; младший Сарафанов – Васенька «едет в тайгу на стройку» - все герои пьесы в преддверии пути.
Детский дом, где живут прибывшие из Москвы брат с шестилетней сестрой Людочкой, находится далеко от дома, от отца и матери, и от родных людей. Соединяют детей с их жизнью семейные фотографии, которые они регулярно разглядывают.
Среди фотографий они находят мать и отца, самих себя и тетю. Каждое разглядывание дает ощущение встречи с родными людьми, теплые воспоминания и вселяет надежду на скорое свидание с ними.
Трагичность ситуации состоит в том, что при каждой встрече «теряется» то одна, то другая фотографии: сначала матери, за ней отца, а затем тети. Выбывает из их жизни и надежда на встречу с дорогими людьми. Остаются фотографии только маленькой сестры и брата, которым предстоит долгая жизнь в Детском доме.
Печальный и вместе с тем жизнеутверждающий рассказ, в котором утрата не зачеркивает надежды на собственные силы. Заботливый и ответственный за сестренку старший брат и привязанная к нему Людочка – они вместе, а это уже семья, и она не погибнет.
Можно надеяться и нам, читателям, что жесткие казенные условия Детского дома не уничтожат душевной теплоты этой маленькой семьи и памяти детского сердца.
Магистральным сюжетом» с точки зрения Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого можно назвать отражение в литературе ХХ века борьбы классических и модернистских систем, завершившейся их синтезом, «приведшим к рождению нового творческого метода», который литературоведы и называют постмодернизмом[45].
Мы воспользовались термином «магистральный сюжет» применительно к притчам, ассоциации с которыми находим при чтении «Старшего сына»; таковыми являются притча о блудном сыне, притча о заблудшей овце, притча о пастыре добром и притча о потерянном таланте и др. В перечисленных притчах представлен один архитипический мотив – уход человека из родного дома. С точки зрения богословов, этот мотив объединяет все притчи, осмысляющие взаимоотношения Бога и человека, но каждая из притч посвящена оценке разных этапов этих взаимоотношений. На метафизическом уровне образы отца и сына пьесы А.Вампилова вызывают у нас ассоциации, в первую очередь, с библейскими притчами об отце, среди них – притча о блудном сыне. Называя общие черты пьесы и притчи, следует отметить разделение героев на представителей двух поколений: отцов и сыновей.
Начинаясь как бытовой анекдот, драма «Старший сын» заканчивается как философская притча, при этом известная библейская притча претерпевает определённую трансформацию: блудный «сын» возвращается в дом, из которого никогда не уходил; «блудные» дети Сарафанова возвращаются в дом, из которого так и не ушли.
В пьесе с самого начала отчетливо мотив поиска пути: опоздав на последнюю электричку, студент Бусыгин заблудился в неизвестном ему пригородном районе; собирается с будущим мужем на Сахалин Нина Сарафанова; младший Сарафанов – Васенька «едет в тайгу на стройку» - все герои пьесы в преддверии пути.
Объяснение:
Детский дом, где живут прибывшие из Москвы брат с шестилетней сестрой Людочкой, находится далеко от дома, от отца и матери, и от родных людей. Соединяют детей с их жизнью семейные фотографии, которые они регулярно разглядывают.
Среди фотографий они находят мать и отца, самих себя и тетю. Каждое разглядывание дает ощущение встречи с родными людьми, теплые воспоминания и вселяет надежду на скорое свидание с ними.
Трагичность ситуации состоит в том, что при каждой встрече «теряется» то одна, то другая фотографии: сначала матери, за ней отца, а затем тети. Выбывает из их жизни и надежда на встречу с дорогими людьми. Остаются фотографии только маленькой сестры и брата, которым предстоит долгая жизнь в Детском доме.
Печальный и вместе с тем жизнеутверждающий рассказ, в котором утрата не зачеркивает надежды на собственные силы. Заботливый и ответственный за сестренку старший брат и привязанная к нему Людочка – они вместе, а это уже семья, и она не погибнет.
Можно надеяться и нам, читателям, что жесткие казенные условия Детского дома не уничтожат душевной теплоты этой маленькой семьи и памяти детского сердца.