Прочти отрывок, раздели его на части и составь план. 7 Жил на свете великий и жестокий хан Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. В те годы был закон: за хорошую весть щедро награждать, а за плохую – жестоко наказывать. У Чингисхана был старший сын по имени Джучи. Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим, вместе со своим отцом, в завоеваниях Средней Азии. Он командовал самостоятельным отрядом в низовьях реки Сыр-Дарьи. Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любил охотиться на диких зверей и сын Чингисхана. Однажды с охоты не вернулся его любимый сын — Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе. Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть неутешному отцу правды. И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти. Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: "О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына". И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть... Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина. И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец. Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли, лопнули. С той поры у домбыры осталось только две струны, но она по-прежнему поет.
Летом лесные пустоши и просеки, склоны сопок и сельские улицы зарастают высокой с розовато-сиреневыми кистями некрупных цветов травой. Они толпятся у заборов, заглядывая в огороды, важно кивают вслед грибникам. Их тонкие, длинные листья не шумят, а так интересно послушать их разговор.
Ура! Я выше куста шиповника. Мне теперь виден весь луг. Как там много цветов, но ни у кого нет такой роскошной прически. День ото дня в ней раскрываются розовые бутоны, и на свет появляются очень милые цветы с четырьмя лепестками-сердечками. Наши кипрейные цветы очень любят пчелы, и мне теперь видно пасеку, куда они относят мой нектар. Я слышала, что мой мед зеленоватый и без аромата, но очень полезный. А еще из моих листьев делают лечебный чай. Бабушки с внуками приходят в августе и собирают мой лист, похожий на зеленые перышки. Мне не жаль, весной я начну новую жизнь. Как и мои детки. Вскоре из коробочек, что созреют на месте цветов, полетит белый пух. Его унесут ветер и птицы. Следующим летом в лесу будет еще несколько новых розовых полян.
Так делилась своими мыслями с солнцем и теплым днем трава кипрей, что выросла выше человеческого роста. На месте лесного пожара, на удобренной золой земле, розовыми свечками тянутся стебли кипрея, маскируя упавшие обгорелые стволы.
В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”:
.я родину люблю
И больше многих: среди ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать.
На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова “Бородино”, написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: “Богатыри - не вы”. Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину:
Уж постоим мы головою
За родину свою
Простой, отнюдь не выдающийся человек, умирающий от пулевого ранения в грудь, дает поручение боевому товарищу в стихотворений “Завещание” (1841) передать привет “родному краю”.
Чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина”, написанное в 1841 году, один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова. Уже в начале стихотворения поэт признается в любви к родине:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Новая, без патетики любовь к Отчизне непривычна поэту, он сам называет ее “странною”. О русской деревне рассказывается при прозаизмов вплоть до “говора пьяных мужичков”. “Родина”— свидетельство приятия русской жизни как она есть.
Кроме конкретного воплощения образа Родины, в творчестве Лермонтова есть и романтический идеал. Родная сторона наделила лирического героя стихотворения “Листок” жизненной энергией. Дубовый листок, “оторванный от ветки родимой”, “засох”, “увял”. Автор презирает людей, у которых нет родины, нет “страдания”. Этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”:
Таким образом, тема родины для Лермонтова оказывается шире темы России. Своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен.” (1840). Герой “памятью к недавней старине летит. вольной, вольной птицей”:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
Воспоминания об этих местах для героя “как свежий островок” “на влажной пустыне морей”.
Кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. “Москва моя родина”, - пишет Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой”:
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня великан?
На протяжении всего своего творчества Лермонтов использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ Родины в своих произведениях. Для него понятие “родина” шире, чем понятие “Россия”. В его творчестве нашли отражение образы Кавказа, “малой родины” - имения Тарханы, Москвы. К этим местам он испытывал чувство глубокой любви, патриотизма, но при этом Лермонтов всегда оставался гордой, одинокой личностью, противопоставленной миру людей, обществу, что было обусловлено временем жизни поэта - периодом реакции, наступившей в стране после поражения восстания декабристов, а также особенностями внутреннего мира самого поэта. В. Белинский, отмечая национальный характер творчества М. Ю. Лермонтова, писал: “Это поэт чисто русский, народный, в высшем, благороднейшем значении этого слова