Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа по родной литературе. 8 класс.
1 вариант.
1. Расположите произведения писателей в хронологическом порядке.
а) М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату»
б) Н.В. Гоголь «Шинель»
в) А.С. Пушкин «19 октября»
г) М.М. Зощенко «История болезни»
д) И.А. Крылов «Обоз»
2. Соотнесите фамилии авторов, их произведения и литературные направления, к которым можно их отнести.
направление автор произведение
классицизм Ломоносов М.В. «Гранатовый браслет»
сентиментализм Куприн А.И. «Ода на день восшествия…»
реализм Гоголь Н.В. «Шинель»
3. Какой из жанров литературы не является фольклорным?
а) поэма
б) былина
в) народная песня
г) сказка
4. Кто учил Митрофана, героя комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» математическим наукам?
а) Вральман
б) Кутейкин
в) Стародум
г) Цыфиркин
5. Выберите трёх отрицательных героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
а) Госпожа Простакова
б) Милон
в) Софья
г) Митрофанушка
д) Правдин
е) Вральман
6. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М. Зощенко «История болезни»?
а себе сам»
б) «Выдача трупов с 3-х до 4-х»
в) «Помни о смерти!»
7. Определите, о каком герое идет речь в этом фрагменте текста. Укажите в ответе героя, автора и название произведения.
Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...
8. Какое средство выразительности использовано в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?
9. Какое средство выразительности использовано в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?
10. Какое средство выразительности использовано в строке: «… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?
11. Соотнесите понятия и определения.
а) Художественное преувеличение. 1) композиция
б) Сцена, событие, эпизод в произведении, где конфликт достигает наивысшего напряжения.
2) идея
в) Последовательность частей и элементов произведения.
3) гипербола
г) Главная мысль произведения.
4) кульминация
12. Согласны ли вы с высказыванием польского литературоведа Яна Парандовского: «У всякого <…> искусства сфера тем ограничена, одна только литература не знает границ»? Обоснуйте свою точку зрения, приведя в качестве примера 1–2 произведения художественной литературы. Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений.
Рассказ Антона Павловича Чехова "Человек в футляре" настолько известен, что это выражение "человек в футляре" стало нарицательным. Как во времена Чехова, так и сейчас, "футлярные люди" встречаются достаточно часто.
Как и чеховский персонаж Беликов, эти люди боятся реальной жизни, отгораживаются от нее, скрываясь в своем "футляре". Такие люди ограничены, они ничего не хотят знать, кроме своей скучной однообразной жизни и обывательских интересов. "Футлярные люди" ужасно консервативны, они боятся перемен, даже если перемены эти к лучшему.
Людей в футляре я встречаю довольно часто. Например, пожилые люди нередко превращаются в современный вариант Беликова. Однако, к сожалению, "футлярными" бывают и люди средних лет, и даже молодые. И беда, если такой человек станет начальником. Всех этих людей роднит одно: они ничего не хотят менять, всегда выступают против любых нововведений и любят запрещать все на свете - просто "кабы чего не вышло".
Соловей — это образ Художника. Его сердце открыто для Красоты и Чувств, его трогает всё прекрасное. Вокруг Студента кипит жизнь — порхает Бабочка, в траве шуршит Ящерица, благоухает Маргаритка, но их сердца ещё не готовы понять Любовь. «Это смешно», — говорят они, и лишь Соловей решает Студенту. Троекратно, как заведено в сказках, он обращается к розовым кустам в поисках прекрасной алой розы. Но первый Куст может дать лишь белую розу, второй — желтую, а третий перемёрз за зиму и не может вырастить ни одного бутона. Третий Куст говорит, что есть вырастить алую розу, но он так ужасен, что Куст не сразу решается открыть его Соловью. Чтобы вырастить красную розу, Соловей должен петь всю ночь, прижавшись грудью к шипу, его кровь Кусту вырастить бутон и окрасить его в насыщенный алый, но ценой этому станет жизнь птички. Красота требует жертв, вспоминается известная пословица. Искусство требует страданий, не пропустив муки через себя, Художник не достигнет совершенства.
Объяснение:
МОЖНО ЛУЧШИЙ ОТВЕТ