—Проверь себя: внимательно ли ты читал? Запиши ответы к тесту в тетрадь.
1) Детей за ужином в особенности прельщали:
а) вкусная еда;
б) забавные истории;
в) общение со взрослыми.
2) Леле хотелось поскорее рассказать свою историю, чтоб:
а) всех рассмешить;
б) всех удивить;
в) ее не забыть.
3) Леля получила от мамы:
а) замечание;
б) шлепок;
в) недовольный взгляд.
4) После замечаний Леля:
а) обиделась;
б) раскаялась;
в) принялась за еду.
5) Леля поговорку:
а) добрый скорее сделает, чем сердитый;
б) брови нависли — злоба на мысли;
в) на сердитых воду возят.
6) Дети не садились вместе со взрослыми:
а) два месяца;
б) две недели;
в) целый месяц.
7) Отец запретил детям за столом:
а) разговаривать;
б) произносить хоть одно слово;
в) мешать взрослым разговаривать.
8) Дети за столом были заняты:
а) едой;
б) слушанием историй;
в) общением друг с другом.
9) Мальчик грел масло, потому что:
а) оно было стылое;
б) развлекался;
в) хотел пошутить над папиным начальником.
10) Папа не наказал детей, потому что:
а их;
б) они поступили глупо;
в) были гости.
Энтузиазм, с которым Нарышкина приступает к работе, вскоре сменяется растерянностью: голодные и больные ученики посещают занятия нерегулярно; местным жителям, обессилевшим в борьбе с песком, до школы нет никакого дела. Мария Никифоровна сознаёт, что в этом селе главным учебным предметом должно быть «искусство превращать пустыню в живую землю». Теперь её усилия направлены на создание защитных полос, орошаемых огородов, питомника. Школа становится центром сельской жизни: туда приходят и дети, и взрослые.
На третий год село подвергается набегу кочевников и возвращается к прежнему — дореформенному — состоянию; исчезают зелёные насаждения, пропадает вода. Разгневанная Нарышкина пытается вступает в диалог с вождём племени; в ответ на её претензии тот поясняет, что в действиях его людей нет злого умысла. Отметив про себя, что вождь неглуп, Мария Никифоровна отправляется с докладом в отдел народного образования. Заведующий, выслушав учительницу, предлагает ей переехать в Сафуту — село, в котором живут кочевники. Они тоже должны получить знания о культуре песков. Нарышкина колеблется; ей не даёт покоя вопрос, должна ли она отказаться от личной жизни ради преобразования пустынных земель. Тем не менее молодая женщина соглашается. Чиновник, не скрывая удивления, признаёт, что Мария Никифоровна могла бы управлять «не только школой, но и целым народом».