Проверка уровня начитанности 1. Приведи 2–3 примера названий малых фольклорных жанров.
2. Определи жанры произведений.
а) Что посеешь, то и пожнешь.
б) Желтый Антошка
Вертится на ножке:
Где солнце стоит,
Туда он глядит.
в) Сшила Саша Сашке шапку.
Сашка шапкой шишку сшиб.
3. Объясни, в каких жизненных ситуациях можно сказать: «Что посеешь, то и пожнешь»?
4. Определи жанры произведений, относящихся к разделу «Устное народное творчество».
а) Летописи;
б) былины;
в) сказки;
г) басни.
5. Запиши 3–4 имени былинных героев в порядке старшинства.
6. Что общего в бытовых сказках и баснях?
а) Наличие конкретного автора;
б) небольшой объем;
в) поучительность;
г) наличие диалогов.
7. К какой из басен И. Крылова можно отнести поговорку: «Кто в лес, кто по дрова»?
8. В какой из сказок волшебный мир – это подводное царство?
а) «Гуси-лебеди»;
б) «Медное, серебряное и золотое царства»;
в) «Морской царь и Василиса Премудрая»;
г) «Крошечка Хаврошечка».
9. Напиши 2–3 названия сказок, где действуют волшебные .
10. Вспомни 1–2 названия произведений, где герои одерживают победу над собой.
11. Укажи 2–3 авторов, которые пишут смешные рассказы о детях и для детей.
12. Перечисли 2–3 фамилии поэтов, чьи произведения о весне ты читал.
13. С какими детскими журналами ты знаком?
а) «Филя»;
б) «Мурзилка»;
в) «Веселые картинки»;
г) «Миша»;
д) «Вини-Пух»;
е) .
14. Какие книги (1–2) можно отнести к справочно-познавательной литературе?
1) приезд сыновей бубльбы домой. принятие решения поездки на сечь.
2) дорога до сечи.
3) жизнь казаков на сечи.
4) новости о гетьманщине. запорожцы уезжают из сечи.
5) андрий ляхам.
6) переход андрия на сторону поляков.
7) подмога приходит в польский город. тарас узнает о переходе андрия на сторону врага. битва заканчивается поражением поляков.
8)разделение казаков. речь бульбы перед боем.
9) битва. тарас убивает андрия. остапа забирают в плен, а тарас тяжело болен.
10)бульба едет к янкелю, чтобы он его в польшу к остапу.
11) казнь остапа.
12) гибель тараса.
В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.
Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться».)
Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.
Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.
Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».
Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?
В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй – проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.
Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные
И это художественный прием. С такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.
Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван – герой, защитник.
Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван – крестьянский сын.
ОБРАЗ ВРАГА
Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.
Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.
Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ
Вопросы и задания:
– Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
– Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)
– Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)
– Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)
Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».
В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.
– Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:
џ В каком народе живешь, того и обычая держись.
џ Своя земля и в горсти мила.
џ Чужая сторона – мачеха, родима сторона – мать.
џ Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
џ На Руси не все караси – есть и ерши.
џ В чужой монастырь со своим уставом не лезь.
II