Проверочная работа «Литература XVIII века» 1. Укажите правильное определение понятия «классицизм»:
А) Течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII века, признающее основой человеческой природы чувство, а не разум.
Б) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к эстетическому эталону.
В) Творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.
Г) творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого – реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах; воспроизведение жизни в её закономерностях, типических чертах и свойствах.
2. Укажите правильный ответ. Теоретиками классицизма являются:
А) А.Д Кантемир, В.К. Тредиаковский, Д.И. Фонвизин
Б) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский
В) А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов
Г) В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин
3. Выберите правильный ответ. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров: «высокие» жанры:
А) трагедия, эпопея, ода
Б) эпопея, комедия, сатира
В) ода, трагедия, сатира
Г) комедия, сатира, трагедия
4. Укажите автора приведённого текста:
Случились вместе два астронома в пиру
И спорили между собой в жару.
А) В.К. Тредиаковский
Б) М.В. Ломоносов
В) А.Д. Кантемир
Г) Г.Р. Державин
5. Какая фраза повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее точно определяет идею произведения?
А) «Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».
Б) «…и крестьянки любить умеют!»
В) «Ему [Эрасту] казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало».
Г) «…я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!»
6. Укажите правильный ответ. Теорию «трёх штилей» разработал:
А) Г.Р. Державин
Б) В.К. Тредиаковский
В) М.В. Ломоносов
Г) Н.М. Карамзин
7. Что из перечисленного не является чертой сентиментализма? Укажите правильный ответ.
А) Наличие гражданских мотивов.
Б) Изображение повседневной жизни обычного человека.
В) Культ природы.
Г) Приоритет чувства над разумом.
8. Укажите правильное определение понятия «сентиментализм»:
А) Творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого – реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах; воспроизведение жизни в её закономерностях, типических чертах и свойствах.
Б) Творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира.
В) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к эстетическому эталону.
Г) Течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII века, признающее основой человеческой природы чувство, а не разум.
9. Вставьте пропущенную фамилию в высказывание В.Г. Белинского: «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено : журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».
А) Н.М. Карамзиным
Б) М.В. Ломоносовым
В) Г.Р. Державиным
Г) А.С. Пушкиным
10. Что из перечисленного не является чертой классицизма?
А) Подражание античным образцам
Б) Закон «трёх единств»
В) Подчинение личных интересов человека общественному долгу
Г) Приоритет чувства над разумом
11. Кто является автором приведённого текста? Укажите правильный ответ.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут
А) Г.Р. Державин
Б) М.В. Ломоносов
В) Н.М. Карамзин
Г) В.К. Тредиаковский
12. Укажите правильный ответ. Исторический труд «История Государства Российского» создал
А) М.В. Ломоносов
Б) Г.Р. Державин
В) Н.М. Карамзин
Г) А.С. Пушкин
13. Укажите правильное определение понятия «элегия»:
А) Стихотворение определённого содержания, выражающее философские размышления, грустные раздумия, скорбь.
Б) Произведение, написанное в форме письма или обращения к некоему лицу.
В) Прямое выражение личных эмоций; возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажа.
Г) Произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством.
14. Укажите, какой из перечисленных жанров не относится к сентиментализму.
А) Послание
Б) Путевые заметки
В) Мещанская (бытовая) драма
Г) Эпопея
15. В чём значение творчества и личности Н.М. Карамзина для России – её культуры и литературы? Напишите небольшое эссе.
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец его был служащим. В 1938 году он был депортирован за пределы СССР вместе с другими лицами иранского происхождения. Отца Фазиль Искандер больше никогда не видел. Повзрослев, он узнал о том, что по прибытии в Иран отец был арестован и отправлен на каторжные работы.
Учился Фазиль Искандер в Москве. В 1954 году окончил Литературный институт имени Горького.
Первая книга стихов Ф. Искандера называется «Горные тропы». Она вышла в 1957 году. Но настоящая известность пришла к нему с прозой. Журнал «Пионер» печатает его первые произведения: «Первое дело», «Рассказ о море», «Петух» — рассказы о детстве.
Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» был напечатан в 1964 году.
Автор не случайно именно к детям обращается с вопросами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы человек должен решить для себя еще в детстве.
Хочется обратиться к мнению критика: «Не надо думать, что если герои — маленькие, если сюжеты — камерные, то и проблемы соответственно малы. Искандер обладает не только «делать из мухи слона», но и исследовать «муху» так, что на ней будет показана серьезнейшая и сегодня актуальная проблематика».
Есть хорошее высказывание Фазиля Искандера: «Юмор делает серьезное еще более серьезным». Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.
С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интересно узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл совершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свои подвиги из трусости», — говорит учитель. Харлампий Диогенович — учитель математики, «как и Пифагор, он был по происхождению грек». Отчество — Диогенович напоминает о философе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упоминаются басни Эзопа.
По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс в руках» , не было слышно криков и уговоров, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием учителя был смех, и он мог выставить человека смешным: «Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного».
Учитель умело использовал несоответствия, и все хохотали. Например, опаздывающего ученика, как «дорогого гостя» он пропускал в класс, закрывал за ним дверь и говорил «что-нибудь великолепное, например: «Принц Уэльский».
В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вытянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлампий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь». Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного достоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, невнимательности или, того хуже, нечестности.
Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания, не хулиганить.
Наш герой тоже поставил себя в смешное положение на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался подольше.
Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним заданиям». Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Возможно, обзаведись в свое время римские императоры шутами («надо хотя бы от дурака слышать правду»), не погиб бы Древний Рим.
Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них - экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к чему может прийти человечество. Так, в романе Гаррисона "Неукротимая планета" показывается взаимозависимость людей и окружающей их среды: если природу ненавидеть и бояться, то она ответит тем же. В советской литературе тема отношения к природе всегда была одной из основных. В частности, особенно ярко эта тема звучит у Чингиза Айтматова. Я хочу рассмотреть одно из его произведений - повесть под двойным названием "Последняя сказка. Белый пароход". В первой же фразе говорится о двух сказках - личной, персональной сказке мальчика, главного героя, и той сказке об окружающем мире, которую рассказал ему дед. Это глубоко символическая легенда о матери-оленихе, выкормившей двух детей-сирот. Потомки этих детей стали истреблять оленей, и тогда мать-олениха навсегда ушла с Иссык-Куля. Аллегория весьма прозаична: мать-олениха - это природа, всеобщая прародительница, а все люди - ее дети, но все они относятся к ней по-разному.