Проверочная работа по рассказу В.М. Шукшина «Критики»
Часть 1 выберите только один вариант ответа.
1.Кто занимался воспитанием будущего писателя В.М. Шукшина?
а) мать, б) бабушка, в) отчим
2.В конце 40-х годов 20 века В.М. Шукшин был призван в армию. Где он служил?
а) в пехоте, б) на флоте, в) в авиации
3.Как была встречена критикой первая книга В.М.Шукшина?
а) доброжелательно, б) недоброжелательно, в) равнодушно
4. Как называют в литературе героев В.М. Шукшина?
а) умники и умницы, б) чудики, странные люди, в) исключительные натуры
5.Сколько лет было Петьке, герою рассказа «Критики»?
а) 13, б) 15, в) 18
6. Что больше всего на свете любил дед и Петька?
а) театр, б) живопись, в) кино
7.Что не «переваривали» дед и Петька?
а) смотреть телевизор, б) ходить в клуб, в) подглядывать через щёлочку
8.Как звали брата деда?
а) Тимофей, б)Ермолай, в) Микита
9.Из какого города были гости (сестра матери Петьки со своим мужем), приехавшие к семье деда и Петьки?
а) из Киева, б) из Москвы, в) из Санкт-Петербурга
10.Что сделал дед, когда вошёл в горницу, где родные и гости смотрели телевизор?
а) «грузно спустился на лавку», б) «покопался у себя в сундуке, взял деньги и ушёл»,
в) «размахнулся и запустил сапогом в телевизор»
11.Кем работал Ермолай Кибяков, один из героев рассказа «Критики»?
а) плотником, б) милиционером, в) киномехаником
12.В каком из предложений, взятых из рассказа «Критики», нет ошибки?
а) «..я любил к ним в горницу через щёлочку подглядывать. Так и телевизор ихний: всё вроде как подглядываешь», - сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи;
б) «Да разве я так говорил?» - с городской мужчина;
в) «Вы меня с собой за стол сажать не хочете – ладно!..» - кричал дед.
13.В рассказе «Критики» есть предложение: «Отец Петьки хотел взять деда в охапку, но тот оказал сопротивление» Что означает слово «Охапка»?
а) количество чего-нибудь, умещающегося в ладони
б) количество чего-нибудь, умещающегося в обхвате рук и ног
в) количество чего-нибудь, умещающегося в обхвате рук.
14.В рассказе есть предложение: «Экран – вдребезги». Что означает подчёркнутое слово?
а) на мелкие части, осколки, б) пополам, в) не несколько больших частей.
15. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «С грохотом полетели стулья»?
а) эпитет, б) сравнение, в) метафора.
Часть 2 Сформулируйте и запишите краткий ответ.
16.Как звали деда, героя рассказа «Критики»? назовите фамилию, имя и отчество героя.
17.Почему дед и Петька, когда приходили смотреть кино, всегда садились на места первого ряда?
18.В отношении каких фильмов дед «был категоричен до жестокости»?
19.О чём дед редко спорил со взрослыми? Почему
Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.
Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.
Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней. Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля». Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.
Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.
Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.
Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам: синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях поэту передать сияние солнца.
Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула.
Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье. Произведение насыщено движением, красками, звуками.
Поэт использует разнообразные тропы: олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы), метафоры (земля потонула, молния пробилась).
Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.
Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.
Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И, наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.Н.Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой «чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе», что давало ему возможность «написать картины внутренних движений человека». Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л.Н.Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л.Н.Толстой писал свои произ- ведения обо всем, что в данный момент его волновало, и значит в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.
Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Длинные толстовские фразы пласт за пластом, уровень за уровнем возводят башню человеческих ощущении, переживаний. Своих героев Л.Н.Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и тут все условности уже не имеют значения. Показываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется «народностью». Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка, что может быть известно герою только по рассказам других людей, например война. Соприкосновение с чем-то неизвестным, как правило, оборачивается почти трагедией для ребенка, и воспоминания о таких мгновениях всплывают в памяти