Проверочная работа по т.1, ч.1 романа «Война и мир» Посмотрите гл. 1-5 ч.1, т.1 романа, составившие сценический эпизод «Салон
А.П.Шерер». В нем перед читателем предстает картина жизни петербургской знати в
начале 19 века.
1
Эпизод начинается с диалога, который вообще занимает в романе очень большое
место.
«Для Толстого реплика – это еще сырой материал; только объясняющее автором
сопровождение оформляет ее смысл, часто изменяет этот смысл, переключая
реплику в другой, скрытый контекст».
Прочитайте диалог А.П.Шерер и князя Василия без авторских ремарок. Как изменится
его содержание? Объясните роль ремарок.
2
В чем смысл сравнения салона А.П.Шерер с прядильной мастерской (гл.2).
Какими словами вы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать:
«они все разные и все одинаковые»? Почему?
3
Прочитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл.3).
Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен». Как вы
думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?
4
В чем выделялись среди гостей салона Пьер и Андрей Болконский?
Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона, отчасти поддержанная
Болконским, создает в салоне А.П.Шерер ситуацию «горя от ума»?
5
Эпизод «Салон А.П.Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого,
обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл.6)
развлечений петербургской «золотой» молодежи.
Её «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой
оценкой?
6
Эпизод «Салон А.П.Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный
прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. 14-17, ч.1, т.1).
В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой» молодежи?
Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых? В чем она
проявляется в эпизоде именин? Как оценивает это качество человека автор?
7
И эпизод «Салон А.П.Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь
сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских (гл.22-25).
Попробуйте сами установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и
взаимопонимание людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне
Шерер, а в чем – в доме Ростовых?
Больше всего мне нравится стихотворения Афанасия Фета «весенний дождь». Афанасий Фет – удивительный человек и что-то простое, обыденное, то, что мы обычно не замечаем он сумел описать красиво, заставляя взглянуть за весенние капли дождя по-другому. После этого стихотворения сразу хочется выйти на улицу несмотря ни на что и подставяя лицо холодным каплям, посмотреть на завесу этого прекрасного неба, чувствуя запах душистого мёда. Это стихотворение представляет дождь, что является для многим ненавистным – чем-то очаровательным и живописным.
ответ: Царь догадался и ахнул.
«Вот оно то, чего я не знал! Уморил ты, проклятый
Демон, меня!» Так он подумал и горько, горько заплакал.
Все удивились, но слова никто не промолвил. Младенца
На руки взявши, царь Берендей любовался им долго,
Сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе
Скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал. О тайне
Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко
Царь был печален — он все дожидался: вот придут за сыном;
Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью.
Время, однако, текло, а никто не являлся.
Объяснение:
В этих предложениях явно видно, что царь волновался, что его единственного сына заберут навсегда. Значит сострадание у него всё же есть. Сострадание- качество которым чаще всего владеет положительный герой, значит царь Берендей не такой плохой как казался. Так же он не спал ночами, а днями не мог успокоиться, значит этот человек(его сын) был ему дорог( это тоже можно считать положительным качеством).