. Работа над содержанием. -Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с текстом. Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.
1 строфа
- Прочитайте только первую строку.
- О чём они говорят?
- Какая это осень?
- Какие слова нам об этом говорят?
- Как вы понимаете выражение «рощи голы»?
- Почему у Есенина «солнце тихое»?
- Определите настроение.
- Найдите эпитет в первой строфе.
- Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе?
- Будем читать громко или тихо? Почему?
2 строфа
- Прочитайте вторую строфу.
- О чём пишет поэт в этой части?
- Что такое дорога?
- Какая эта дорога?
- Как вы это понимаете?
- Верно, она неровная. Почему?
- А сейчас чем она занимается?
- Как вы это понимаете?
- Какой приём использует автор?
- Что это значит?
- Где ещё используется этот же приём?
-Прочитайте, что ей показалось?
- Почему? (очень холодно)
- А как вы думаете, что в такой холод происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами?
- А о чем же мечтает дорога? Верно о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает
- И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслушайтесь в него. Может, вы услышите, как трясет телегу? Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось…
3 строфа
- Прочитайте 3-ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять?
- Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно?
- Верит он в то, что всё изменится к лучшему?
- Какие слова называют это настроение?
- Когда мы говорим – «Ах»?
- Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане?
- Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?
- Как вы себе это представляете?
- В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.
- Какой приём использует поэт?
- Определите настроение.
- В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?
Ганс Христиан Андерсен написал множество сказок, которые полюбились детям во всем мире. В его добрых произведениях добро непременно побеждает зло, а положительные герои получают заслуженную награду.
Мне очень нравятся сказки Андерсена. Они многому учат и напоминают, что главное в человеке – доброта.
Я прочитал много произведений Ганса Христиана Андерсена. Но больше всего мне запомнилась сказка “Гадкий утенок”.
В ней рассказывается о маленьком утенке, который всем казался ужасно некрасивым. Его все обижали, насмехались над ним. Но шло время, и гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Но на самом деле сказка “Гадкий утенок” вовсе не о бедной птичке с некрасивой внешностью. В этом произведении скрыт глубокий смысл.
Часто людей судят по их внешности. К красивым людям тянутся, их уважают. Хоть душа писаных красавцев может быть чернее угля.
Люди с не столь привлекательной внешностью часто становятся объектами насмешек. Хотя у них может быть доброе сердце.
Сказка “Гадкий утенок” учит не судить по внешнему облику. Часто человек, привлекательный внешне, наделен отвратительным характером. Нужно ценить человека за его поступки, а не преклоняться перед привлекательным лицом.
1. Организационный момент.
Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи в работе.
2. Работа по теме урока.
1)Постановка учебной проблемы.
а) Посмотрите на экран и прочитайте эти замечательные слова «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги». (Слайд№1)
Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами его читателям. (Слайд№2)
Вчера мы начали знакомиться с творчеством этого писателя.
- Какое произведение читали?
- Понравилось ли оно вам?
- Как вы думаете, что представляет собой этот человек?
-Можно ли назвать Паустовского детским писателем?
Учитель. Писать для детей это особый дар. Если дети с интересом читают произведения Паустовского, то можно наверняка считать его детским писателем. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.
Есть в Москве удивительное по красоте место - усадьба и ландшафтный парк "Кузьминки". Издавна называю этот дом "Серая дача", т.к. окрашен он традиционно в светло-серый цвет. Вокруг дома растут высокие старые деревья. Весной цветут яблони, груши, черемуха, барбарис. Воздух ароматен, свеж и прозрачен. Дом притягивает взоры всех, кто проходит мимо. В нем находится Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского, писатель никогда не был в этом доме. Музей был основан учениками и почитателями творчества писателя. Открылся в ноябре 1975 года. Праздник К.Г.Паустовского – ежегодно отмечается 31 мая, в день открытия музея. (Слайд№3)
б) - К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”?
В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
Схема на доске:
СКАЗКА РАССКАЗ
Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
Рассказ– небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка– фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. (Слайд№4)
Объяснение: