Работа с текстом Выполни задание. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Действительно, природа предоставила человеку большие возможности. Однако достичь совершенства люди могут только с науки и образования. Согласитесь, цивилизованное государство построить только образованные члены общества.
(Аль-Фараби)
1.Определите тип текста.
2.Сформулируйте тему и основную мысль текста.
3.Объясните значения слов «образованный», «цивилизованный».
4.Определите стилистическую принадлежность текста.
5.Объясните постановку знаков препинания в первом и последнем предложениях.
6.Объясните цель использования вводных слов в тексте публицистического стиля.
3.Прочитай.
ИНВЕ́РСИЯ - это перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный (прямой) порядок слов или словосочетаний.
При прямом порядке слов
-подлежащее предшествут сказуемому;
-определение стоит перед определяемым словом;
-дополнение перед словом, от которого зависит;
-обстоятельство образа действия стоит перед глаголом.
Сравни:
Однако люди могут достичь совершенства только с науки и образования.
Однако достичь совершенства люди могут только с науки и образования.
Однако только с науки и образования люди могут достичь совершенства.
4.Выполни задание. Преобразуйте предложение, используя инверсию.
Мы перечитали эту легенду.
Музыка занимала особое место в жизни аль-Фараби.
5.Прочитай.
Перефраз (перефраза - от греч. peri – «вокруг», phrasō – «говорю») -это
замена слова, называющего лицо, предмет или явление, описательным оборотом
слово = описательное выражение.
Роль перефразов в тексте:
-выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;
-избежать неоправданной тавтологии (повторов)
-ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.
6.Выполни задание. Выпишите перифразы из данных предложений. Определите их значения (подберите слова, которые обозначены перифразами).
1.На страже нашего здоровья стоят люди в белых халатах.
2.Тут и там видим мы одноруких бандитов: в кафе, магазинчиках, торговых центрах.
3.Экспедиция на Туманный Альбион начиналась успешно.
4.Рекорд был поставлен современными покорителями горных вершин.
5.В Стране восходящего солнца многие традиции насчитывают не одно столетие.
Объяснение:
Митрофанушке было всего 16 лет(и как автор точно подчеркнул -шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет),жестокий грубиян,который издевается над всеми(отцом,крепостными,учителями...)при всем этом багаже,был очень глупым,невоспитанным,невежественным и ограниченным(и таких на Руси было не счесть ...
И в общем идея комедии "Недоросль" с откровенного юмора,высмеять и изобличить систему дворянского образования и воспитания того времени.Эта комедия-показатель человеческого характера.Создание образов невежественных помещиков,как нельзя лучше показывает, как волнует автора будущее отечества.
Учит не брать пример с персонажей рассказа,а относится серьезно к своему воспитанию и образованию))
2) Герасим — глухонемой дворник старой московской барыни.
а) Герасиму присущи лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.
б) Ему как деревенскому мужику трудно живется в городе - он лишен общения с русской природой.
в) Могучий рост его и недюжинная сила отпугивали любого вора.
3) С виду огромный и могучий мужик - человек с трепетной душой.
а) Угрюмый с виду, замкнутый, Герасим душою ласков и добр.
б) Нежная любовь к Татьяне.
в) Доброта Герасима находит своё место и в его отношении к щенку. С Муму ему намного проще, чем с людьми, — здесь запросто можно обходиться без слов.
4) Расставание с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. Он, как подневольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю.