олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший своё имя. по преданию, князь олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей византийской империи — константинополем ( называли его царьград) . уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. «вдохновенный кудесник» предсказывает князю олегу будущее. из его речи мы узнаём, что князя ждёт «дивная судьба» , которой «завидует недруг» . олегу «незримый хранитель» , поэтому «под грозной бронёй» он не ведает ран. ни «синего моря обманчивый вал» , ни праща, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. но смерть примет он от коня своего.
олег усмехнулся — однако чело
и взор омрачилися думой.
князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. для олега его конь — «верный слуга» , участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:
прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
расстаться настало нам время:
теперь отдыхай! уж не ступит нога
в твое позлащенное стремя.
много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. услышав о его смерти, олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он косги коня» . наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
так вот где таилась погибель моя!
мне смертию кость угрожала!
но, оказывается, кудесник не ошибся:
из мертвой главы гробовая змия.
шипя, между тем выползала.
ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. а. с. пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой» , донес до нас жизни и смерти «вещего» князя олега, но и создал яркий, запоминающийся образ и характер.
кудесник стар. уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. хорошо знает людей. удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. знает весь доблестный путь князя олега.
это мудрый и вдохновенный старец. он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо.
кудесник смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе.
пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способностью оценить достоинства олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан» , но похвала князю завершается печальным предсказанием: «но примешь ты смерть от коня своего» .
покорен он только верховному божеству – перуну; а перед земными властителями он стоит, как сам пушкин, с высоко поднятой “главою непокорной”. он чувствует и осознаёт свое духовное величие (“с волей небесною дружен”).
для писателя чрезвычайно важно показать развитие "новых людей", их отличие от общей массы. единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, — это верочка. что позволяет ей высвободиться из среды "пошлых людей"? по мнению чернышевского, — труд и образование. "мы бедны, но мы — рабочие люди, у нас здоровые руки. будем учиться — знание освободит нас, будем трудиться — труд обогатит нас". вера свободно владеет французским и языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования.
такие герои как кирсанов, лопухов и мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. таким образом, труд и образование сливаются воедино. кроме того, автор дает понять, что если и лопухов и кирсанов — выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. это раннее знакомство с трудом дает "новому человеку" преимущество перед другими людьми.
замужество веры павловны является не эпилогом, а только началом романа. и это важно. подчеркивается, что кроме семьи верочка способна создать и более широкое объединение людей. здесь появляется давняя утопическая идея коммуны — фаланстер.
труд дает "новым людям" прежде всего личную независимость, но кроме того — это еще и деятельная другим людям. всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. достаточно вспомнить момент, когда верочка собирается ехать за лопуховым, бросая мастерскую. когда-то труд был необходим "новым людям" для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. с этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении "новых людей" — их просветительская деятельность.
эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде одного человека. "каждый думает больше всего о себе", — говорит лопухов вере павловне. но это — принципиально новый моральный кодекс. суть его состоит в том, что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. выгода, счастье "разумного эгоиста" зависит от состояния его близких, общества в целом. лопухов освобождает верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит кирсанова, — сходит со сцены. кирсанов кате полозовой, вера организует мастерскую. для героев следовать теории разумного эгоизма — значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. на первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.
как видно, "разумный эгоизм" героев чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. почему же это все-таки теория "эгоизма"? латинский корень этого слова "эго" - "я" указывает на то, что в центр своей теории чернышевский ставит человека. в этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который чернышевский поставил в основу своей философской идеи.
в одном из разговоров с верой павловной автор говорит: " чувствую радость и счастье" — значит, "мне хочется, чтобы все люди были счастливы", — по-человечески, верочка, эти обе мысли одно". таким образом, чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. в этом сказывается несомненная революционность взглядов чернышевского.
ответ:
олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший своё имя. по преданию, князь олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей византийской империи — константинополем ( называли его царьград) . уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. «вдохновенный кудесник» предсказывает князю олегу будущее. из его речи мы узнаём, что князя ждёт «дивная судьба» , которой «завидует недруг» . олегу «незримый хранитель» , поэтому «под грозной бронёй» он не ведает ран. ни «синего моря обманчивый вал» , ни праща, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. но смерть примет он от коня своего.
олег усмехнулся — однако чело
и взор омрачилися думой.
князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. для олега его конь — «верный слуга» , участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:
прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
расстаться настало нам время:
теперь отдыхай! уж не ступит нога
в твое позлащенное стремя.
много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. услышав о его смерти, олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он косги коня» . наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
так вот где таилась погибель моя!
мне смертию кость угрожала!
но, оказывается, кудесник не ошибся:
из мертвой главы гробовая змия.
шипя, между тем выползала.
ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. а. с. пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой» , донес до нас жизни и смерти «вещего» князя олега, но и создал яркий, запоминающийся образ и характер.
кудесник стар. уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. хорошо знает людей. удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. знает весь доблестный путь князя олега.
это мудрый и вдохновенный старец. он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо.
кудесник смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе.
пушкин наделяет кудесника сдержанностью и способностью оценить достоинства олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан» , но похвала князю завершается печальным предсказанием: «но примешь ты смерть от коня своего» .
покорен он только верховному божеству – перуну; а перед земными властителями он стоит, как сам пушкин, с высоко поднятой “главою непокорной”. он чувствует и осознаёт свое духовное величие (“с волей небесною дружен”).
объяснение:
ответ:
для писателя чрезвычайно важно показать развитие "новых людей", их отличие от общей массы. единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, — это верочка. что позволяет ей высвободиться из среды "пошлых людей"? по мнению чернышевского, — труд и образование. "мы бедны, но мы — рабочие люди, у нас здоровые руки. будем учиться — знание освободит нас, будем трудиться — труд обогатит нас". вера свободно владеет французским и языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования.
такие герои как кирсанов, лопухов и мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. таким образом, труд и образование сливаются воедино. кроме того, автор дает понять, что если и лопухов и кирсанов — выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. это раннее знакомство с трудом дает "новому человеку" преимущество перед другими людьми.
замужество веры павловны является не эпилогом, а только началом романа. и это важно. подчеркивается, что кроме семьи верочка способна создать и более широкое объединение людей. здесь появляется давняя утопическая идея коммуны — фаланстер.
труд дает "новым людям" прежде всего личную независимость, но кроме того — это еще и деятельная другим людям. всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. достаточно вспомнить момент, когда верочка собирается ехать за лопуховым, бросая мастерскую. когда-то труд был необходим "новым людям" для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. с этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении "новых людей" — их просветительская деятельность.
эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде одного человека. "каждый думает больше всего о себе", — говорит лопухов вере павловне. но это — принципиально новый моральный кодекс. суть его состоит в том, что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. выгода, счастье "разумного эгоиста" зависит от состояния его близких, общества в целом. лопухов освобождает верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит кирсанова, — сходит со сцены. кирсанов кате полозовой, вера организует мастерскую. для героев следовать теории разумного эгоизма — значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. на первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.
как видно, "разумный эгоизм" героев чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. почему же это все-таки теория "эгоизма"? латинский корень этого слова "эго" - "я" указывает на то, что в центр своей теории чернышевский ставит человека. в этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который чернышевский поставил в основу своей философской идеи.
в одном из разговоров с верой павловной автор говорит: " чувствую радость и счастье" — значит, "мне хочется, чтобы все люди были счастливы", — по-человечески, верочка, эти обе мысли одно". таким образом, чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. в этом сказывается несомненная революционность взглядов чернышевского.
объяснение: