Во всех своих произведениях Салтыков-Щедрин показывает жизнь и нравы определённого сословия. Все его персонажи описаны очень ярко, лаконично и метко. Салтыков-Щедрин очень наблюдательный, и очень едкий сатирик. Говорят, сам писатель и в жизни был правдолюб, не боялся критиковать вышестоящих, общался с начальством прямо, никогда не лебезил. Так, и своих персонажей он описывает безжалостно. Герои сказок Салтыкова-Щедрина - в основном животные, но высмеиваемые писателем черты и обывательская философия как раз-таки настолько человеческие, что сам контраст с животным миром еще больше оттеняет их. Салтыков-Щедрин поднимает настолько вечные проблемы существования человеческого общества, что актуальность свою они не потеряют, наверное, никогда. Например, "Премудрый пескарь" - очень умный и склонный к глубокому философскому осмыслению себя и окружающего мира, у финалу произведения пришёл к выводу, полностью противоположному изначальной своей позиции: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия.. .живут, даром место занимают да корм едят”. Да, и ещё у Салтыкова-Щедрина остроумные и мудрые ответы на такие вот "философские" вопросы исходят от простого народа, живущего по иным правилам, и не прикрывающегося никакими искусственными рассуждениями, то есть выводы народа основаны на реальной жизни, максимально справедливы и честны. В "Истории одного города", например, Салтыков-Щедрин очень смешно и даже как-то слишком просто и откровенно, но и очень точно, описывает городских чиновников и чиновные лица, в которых современники писателя безошибочно узнавали государственных и политических деятелей России той эпохи. Сатирическое и писательское мастерство Салтыкова-Щедрина создали бессмертные образы смешных глупцов, коррумпированных чиновников, лже-моралистов, гордецов, лентяев и бездельников.
В начале романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин » главный герой предстает перед читателями образцом светского человека своего времени.
«Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет – И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил» . Онегин разочаровался в жизни, считая, что все пережил, и, потеряв смысл своего существования, стал эгоистом. В городе он с утра разъезжал по праздникам и балам, а вечером бывал в театре, да и то только для того, чтобы раскланяться обществу.
Онегин надеялся, что деревня хоть как-то скрасит его жизнь, но после двух дней, в течение которых он развлекался и привыкал к новой обстановке, ему и там все наскучило. Чувства Онегина остыли, а вместе с чувствами уснула и душа. После первой встречи и получения письма Татьяны Онегин изменился. Он стал думать о людях, окружающих его, об их судьбах: «Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был; Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил… » Даже при встрече с Татьяной в саду Онегин признается ей в братской любви: «Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней. » Он дал Татьяне совет учиться властвовать собой, сам Пушкин одобряет его благородный поступок. Изменился и образ жизни Онегина. Пушкин это описывает так: « Онегин жил анахоретом; В седьмом часу вставал он летом И отправлялся налегке К бегущей под горой реке; Певцу Гюльнары подражал, Сей Геллеспонт переплывал, Потом свой кофе выпивал, Плохой журнал перебирая, И одевался… …Вот жизнь Онегина святая; И нечувствительно он ей Предался, красных летних дней В беспечной неге не считал, Забыв и город, и друзей, И скуку праздничных затей» . Пушкин называет жизнь Онегина в деревне «святой» , чего нельзя сказать о его городской жизни. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин отмечает, что они сошлись "от делать нечего". Это, в конце концов, привело к дуэли. В то время люди по-разному смотрели на дуэль. Одни считали, что дуэль, несмотря ни на что, - это убийство, а значит, варварство, в котором нет ничего рыцарского. Другие - что дуэль- средство защиты человеческого достоинства, поскольку перед лицом поединка оказывался равен и бедный дворянин, и любимец двора. Чувства Онегина просыпаются и после ссоры с Ленским, его мучают угрызения совести из-за несправедливого поступка. Он сомневается в том, что дуэль состоится, у него возникает мысль предотвратить ее и помириться с Ленским. Но порядки светского общества, слухи о его трусости в случае отказа от дуэли пугают его, и он решается стреляться. После убийства Ленского Онегин, не найдя себе покоя, уезжает. Вся жизнь Онегина после встречи с Татьяной вела к пробуждению его души. Судьба назначила ему еще одно свидание с ней, и была неизбежна его любовь к Татьяне, когда он увидел ее изменившейся. Но разговор с ней позволил понять Онегину, что в душе она по-прежнему та же Татьяна и все еще любит его. Душе Онегина настало пробужденье, и он первый раз в жизни полюбил по-настоящему серьезно и глубоко.
Салтыков-Щедрин поднимает настолько вечные проблемы существования человеческого общества, что актуальность свою они не потеряют, наверное, никогда. Например, "Премудрый пескарь" - очень умный и склонный к глубокому философскому осмыслению себя и окружающего мира, у финалу произведения пришёл к выводу, полностью противоположному изначальной своей позиции: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия.. .живут, даром место занимают да корм едят”. Да, и ещё у Салтыкова-Щедрина остроумные и мудрые ответы на такие вот "философские" вопросы исходят от простого народа, живущего по иным правилам, и не прикрывающегося никакими искусственными рассуждениями, то есть выводы народа основаны на реальной жизни, максимально справедливы и честны.
В "Истории одного города", например, Салтыков-Щедрин очень смешно и даже как-то слишком просто и откровенно, но и очень точно, описывает городских чиновников и чиновные лица, в которых современники писателя безошибочно узнавали государственных и политических деятелей России той эпохи. Сатирическое и писательское мастерство Салтыкова-Щедрина создали бессмертные образы смешных глупцов, коррумпированных чиновников, лже-моралистов, гордецов, лентяев и бездельников.
«Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил» .
Онегин разочаровался в жизни, считая, что все пережил, и, потеряв смысл своего существования, стал эгоистом. В городе он с утра разъезжал по праздникам и балам, а вечером бывал в театре, да и то только для того, чтобы раскланяться обществу.
Онегин надеялся, что деревня хоть как-то скрасит его жизнь, но после двух дней, в течение которых он развлекался и привыкал к новой обстановке, ему и там все наскучило. Чувства Онегина остыли, а вместе с чувствами уснула и душа.
После первой встречи и получения письма Татьяны Онегин изменился. Он стал думать о людях, окружающих его, об их судьбах:
«Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был;
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил… »
Даже при встрече с Татьяной в саду Онегин признается ей в братской любви:
«Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней. »
Он дал Татьяне совет учиться властвовать собой, сам Пушкин одобряет его благородный поступок.
Изменился и образ жизни Онегина. Пушкин это описывает так:
« Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражал,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
…Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считал,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей» .
Пушкин называет жизнь Онегина в деревне «святой» , чего нельзя сказать о его городской жизни.
Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя Пушкин отмечает, что они сошлись "от делать нечего". Это, в конце концов, привело к дуэли.
В то время люди по-разному смотрели на дуэль. Одни считали, что дуэль, несмотря ни на что, - это убийство, а значит, варварство, в котором нет ничего рыцарского. Другие - что дуэль- средство защиты человеческого достоинства, поскольку перед лицом поединка оказывался равен и бедный дворянин, и любимец двора.
Чувства Онегина просыпаются и после ссоры с Ленским, его мучают угрызения совести из-за несправедливого поступка. Он сомневается в том, что дуэль состоится, у него возникает мысль предотвратить ее и помириться с Ленским. Но порядки светского общества, слухи о его трусости в случае отказа от дуэли пугают его, и он решается стреляться.
После убийства Ленского Онегин, не найдя себе покоя, уезжает.
Вся жизнь Онегина после встречи с Татьяной вела к пробуждению его души. Судьба назначила ему еще одно свидание с ней, и была неизбежна его любовь к Татьяне, когда он увидел ее изменившейся. Но разговор с ней позволил понять Онегину, что в душе она по-прежнему та же Татьяна и все еще любит его. Душе Онегина настало пробужденье, и он первый раз в жизни полюбил по-настоящему серьезно и глубоко.