Рассказ «Город» Л. Н. Андреев
1. Что необычного вы можете отметить в сюжете рассказа?Какие события в нём описаны? Какая картина жизни нарисована?
2. Почему одному из героев Андреев даёт одну из самых рас фамилий
Петров, а другой герой вообще без имени и фамилии? Обратите внимание на их портретные
описания. Что особо подчёркнуто в этих описаниях?
3. Найдите описание города в рассказе. Можно ли по этому
описанию определить, что это за город? Почему автор на-
меренно избегает всякой конкретики, не приводит названия
улиц, площадей?
4.Почему Петров боялся «огромного, равнодушного города»?
Как изображена в рассказе драма жизни «маленького человека» в огромном городе.
5. В чём смысл финала рассказа? Как проявляется в финале авторская позиция? Можно ли говорить веры в возможность преодоления вcеобщего одиночества и отчуждения? Случайно ли, что встречи героев рассказа приходились на Пасху?
6. Какие проблемы жизни человека в огромном городе близки и понятны вам? Что в жизни современного об утрате города вас привлекает, что пугает и отталкивает? Подготовьте во для дискуссии «Город-единство непохожих»
(Аристотель)
Безухов-младший в своей комнате выносит приговор Пииту, воображая себя Наполеоном. Пьер не помнит Бориса, ведь он видел его в последний раз четырнадцатилетним мальчиком. И в самом деле, Друбецкой изменился с их последней встречи: стал стройным и красивым офицером. Пьер со свойственной ему быстротой и радушной манерой взял Бориса за руку и дружелюбно улыбнулся. Дальнейшее поведение героев раскрывает основные черты их характеров.
Пьер, как и в большинстве случаев, начинает все путать и сбиваться. Услышав о графе Ростове, он радостно «вспомнил» Бориса: «Так вы его сын, Илья…». На самом деле Ильей зовут самого графа, а его сына – Николаем. Пьер смущен и от того, что не вспомнил Бориса, и от путаницы, он «замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него». Такое поведение говорит о непосредственности и открытости Безухова.
Борис не испытывает ни малейшего смущения и не торопится представляться. Он общаетсяспокойно, смело и несколько насмешливо, ведь Пьер не «князь Василий», и здесь не нужна почтительность. Эта беседа между героями сыграла очень важную роль в жизни Бориса. Первыми шагами в своей карьере он, в конечном счете, будет обязан Пьеру и этой встрече. Но думал ли об этом Друбецкой в комнате Безухова? Для него Пьер не является таким человеком, говоря с которым, нужно специально обдумывать каждое слово и свое поведение. Борис естественен, искренен, он идет «напролом», говорит четко и ясно, прямо глядя в глаза собеседнику. Спокойно и невозмутимо гость сообщает Пьеру, что они с матерью не претендуют на наследство графа, хотя сам знает, что Анна Михайловна только ради денег беспокоится о больном Безухове.
Самолюбие и эгоистичность Бориса наконец-то удовлетворены. Он сказал те слова, которые хотел бы произнести при матери, при Ростовых, при князе Василии, но там нельзя, а здесь – можно, и он достаточно благоразумен, чтобы понимать это. Вместе с тем, Борис осознает, что только этим гордым и независимым заявлением можно завоевать расположение Пьера, который в недалеком будущем получит титул графа по наследству . В этом проявляется расчетливость и дальновидность Бориса .
Чацкий - участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник Чацкий – Софья – Молчалин. Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Грибоедов писал, что в его пьесе «двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека» . Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. «Да этакий ли ум семейство осчастливит? » - говорит Софья о Чацком.
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у неё и срывается с языка фраза: «Он не в своем уме» . И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял её в прямом, а не в переносном смысле.