Автор повествует от первого лица о том, как в ненастную погоду едва не заблудился в лесу. его выручил бирюк – лесник фома. он справился с напуганной грозой лошадью, «барина» в свою избу, дал ему ночлег и приют. у него трудная судьба – за свою работу он получает мало денег, и у него, кроме хлеба, нечем угостить путешественника. нет даже заварки для чая. жена его сбежала с проезжим мещанином, оставила двоих детей. дочка, которой самой 12 лет, нянчит грудного младенца, оставленного матерью. фома верен долгу в своей профессии. «вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес… и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается». фома силен, под рваной одеждой у него – гора мышц. он «высокого роста, плечист и сложен на славу».
В рассказе Яковлева "Учитель истории" мы узнаем об учителе, который совершил подвиг. Во времена войны он храбро отправился на смерть вместе со своими учениками. Тогда детей вели на расстрел, но учитель не смог бросить своих ребят. Это настоящий герой. Именно он научил детей гибнуть достойно избежать паники и страха. Но среди путешественников есть еще один учитель истории - Иосиф Ионович. Он войну и теперь рассказывает ребятам о своих ранениях. Роль учителей в жизни ребенка по мнению Яковлева неоценима, ведь именно они предоставляют настоящие жизненные уроки.