рассказ "Рождество" О чём нас заставляет задуматься открытый финал? Достучалось ли до сердца Слепцова чудо, свершившееся на его глазах? Какой символ несёт в себе это чудо-небесная бабочка Набокова?
— Куда это, Еремеевна, с чайником? — На дачу. Не слыхал разве, у меня дача завелась? Дача, дача… Это суседи так зовут, а я-то: татино пепелище. Три года назад Митрий переехал в середку деревни — надоело жить-то на отшибе. У нас, в верхнем конце, сам знаешь, и вода далеко — кажное ведро надоть в гору, и комары летом — заживо съедят, а зимой опять дороги к нам нету, болотом ездим. Там теперь главный-то тракт у нас, где молотилки, да пилорама, да мастерские. Сама, сама парню-то посоветовала переехать. Буде, говорю, я помучилась, а ты давай в середку гнезда людского. Переехали. Дом Митрий построил — не знаю, есть ли лучше-то во всей деревне. Варанда, наверху избушечка, три комнаты, мне комната отведена. «Мама, говорит, ты всю жизнь в старье жила, покрасуйся хоть на старости, хоть под конец жизни свет увидь». А я знашь как в хоромах-то новых стала жить? Заболела. Какая-то болезнь пристала — сохну, аппетиту нету, и все на лежку, все на лежку тянет. Митрий — не последний человек в деревне — дохтуров из района вызвал. Те наехали со всякими лекарствами. «Что, бабка? Чем болешь?» Надавали всяких порошков. Нет, не лучше. С фунт але боле за зиму выпила. Ну весны дождалась, вези, говорю, парень, матерь на старо пепелище. Хочу, говорю, перед тем, как глаза закрыть, на свое подворье поглядеть. Ну приехали. Посидела я на бревнышке — изба раскатана, дом раскатан, потом попила водички из своего колодца. Мне и лучше. Я назавтра сама встала да и пошла. Вот с тех пор и хожу чуть ли не кажный день. У людей как бы робить да как бы что сделать, а я с утра чай пить на свое подворье. Митрий от дождя и сараюшку поставил. «Делай, мати, как тебе надобно, хоть каждый день ходи на свое подворье чай пить, только не помирай».
Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.
Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость - основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его образ узника, к которому поэт обращался неоднократно. Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840), «Пленный рыцарь» (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.
Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение «На смерть поэта». Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.
Поэт близко к сердцу принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.
Основная тема стихотворения - живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой - такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру. Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед. Он воспринимает его «как друга юных лет», искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.
Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая - четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой - aabccb.
В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: «как слезы, тихо льются, льются» — «как звуки, друг за другом льются». Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки («сосед» — «лет») откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки («игрой» — «тобой») — в строках 16 и 17; рифмы строк 15 — 18 («раздаются» — «несутся») в строках 21—24.
В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую «музыкальность» стихотворения: «Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…». И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение «Сосед» было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.
Все образы в стихотворении символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак - атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни. Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже «зари румяной полусвет» умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.
В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.
В груди моей все оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей…
По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и противостоять гнетущей пустоте существования.
— На дачу. Не слыхал разве, у меня дача завелась?
Дача, дача… Это суседи так зовут, а я-то: татино пепелище. Три года назад Митрий переехал в середку деревни — надоело жить-то на отшибе. У нас, в верхнем конце, сам знаешь, и вода далеко — кажное ведро надоть в гору, и комары летом — заживо съедят, а зимой опять дороги к нам нету, болотом ездим. Там теперь главный-то тракт у нас, где молотилки, да пилорама, да мастерские.
Сама, сама парню-то посоветовала переехать. Буде, говорю, я помучилась, а ты давай в середку гнезда людского. Переехали. Дом Митрий построил — не знаю, есть ли лучше-то во всей деревне. Варанда, наверху избушечка, три комнаты, мне комната отведена. «Мама, говорит, ты всю жизнь в старье жила, покрасуйся хоть на старости, хоть под конец жизни свет увидь». А я знашь как в хоромах-то новых стала жить? Заболела. Какая-то болезнь пристала — сохну, аппетиту нету, и все на лежку, все на лежку тянет.
Митрий — не последний человек в деревне — дохтуров из района вызвал. Те наехали со всякими лекарствами. «Что, бабка? Чем болешь?» Надавали всяких порошков. Нет, не лучше. С фунт але боле за зиму выпила. Ну весны дождалась, вези, говорю, парень, матерь на старо пепелище. Хочу, говорю, перед тем, как глаза закрыть, на свое подворье поглядеть.
Ну приехали. Посидела я на бревнышке — изба раскатана, дом раскатан, потом попила водички из своего колодца. Мне и лучше. Я назавтра сама встала да и пошла. Вот с тех пор и хожу чуть ли не кажный день. У людей как бы робить да как бы что сделать, а я с утра чай пить на свое подворье. Митрий от дождя и сараюшку поставил. «Делай, мати, как тебе надобно, хоть каждый день ходи на свое подворье чай пить, только не помирай».
Михаилу Юрьевичу Лермонтову выпало жить после поражения декабристов, в атмосфере отчаяния и уныния, установившегося в России в 30-е годы XIX века. Это тяжелое время наложило на творчество поэта свой негативный отпечаток.
Вырваться из замкнутого круга поэт пытался литературными средствами. Жажда свободы и ее недосягаемость - основной мотив многих стихотворений Лермонтова. Наиболее ярко выражает его образ узника, к которому поэт обращался неоднократно. Среди произведений, посвященных этой теме, наиболее известные: «Узник» (1837), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840), «Пленный рыцарь» (1840). Они были впервые опубликованы в 1840 году.
Тремя годами ранее Михаил Юрьевич, глубоко потрясенный смертью Пушкина и реакцией общества на столь серьезную потерю, написал обличительное стихотворение «На смерть поэта». Власть не простила Лермонтову этот гражданский поступок. Вольнодумцу пришлось несколько месяцев провести в тюрьме. Он не рассчитывал уже вернуться в свой полк и готовился к ссылке или длительному заключению. Только благодаря влиятельным родственникам и друзьям судебное дело удалось замять.
Поэт близко к сердцу принимал то, что происходило в стенах тюрьмы. После выхода на свободу, он написал стихотворение «Сосед», в котором рассказал о тех сложных переживаниях, что испытал в царских застенках.
Основная тема стихотворения - живительное воздействие поэтического слова на душу человека. Лирический герой - такой же арестант, как и поэт. Он заключен в одиночную камеру. Душа арестанта испытывает тяжкие страдания от унылого тюремного быта. Во мраке и тишине герой слышит, как за стеной сосед-узник напевает песню, наполненную тоской и грустью. От этих слов душа лирического героя вновь оживает. Ему совсем не важно, кто на самом деле его сосед. Он воспринимает его «как друга юных лет», искренне благодарен незнакомцу за моральную поддержку, о которой тот даже не догадывается.
Интересна структура стихотворения, которое состоит из четырех строф. Строки чередуются следующим образом: первая, вторая, четвертая и пятая написаны пятистопным ямбом с мужскими окончаниями, а третья и шестая - четырехстопным ямбом с женскими. Рифмовка парная, кроме третьей и шестой строк. Они рифмуются между собой - aabccb.
В стихотворении много слуховых образов, что достигается сравнениями и повторениями: «как слезы, тихо льются, льются» — «как звуки, друг за другом льются». Однообразие и устойчивость системы звуков отражается и в рифмах. Конечные слова первой и второй строки («сосед» — «лет») откликаются во второй строфе; рифмы четвертой-пятой строки («игрой» — «тобой») — в строках 16 и 17; рифмы строк 15 — 18 («раздаются» — «несутся») в строках 21—24.
В своей статье, посвященной творчеству Лермонтова, литературный критик Белинский отмечал особую «музыкальность» стихотворения: «Здесь поэзия становится музыкою: здесь обстоятельство является, как в опере, только поводом к звукам…». И в этой оценке Белинский не был одинок. В разное время стихотворение «Сосед» было положено на музыку Мясоедовым, Клочковым, Никольским и другими композиторами.
Все образы в стихотворении символичны. Тюремное заключение отображает монотонность и однообразие, безжалостно угнетающее в человеке лучшие чувства; тишина и мрак - атмосферу бездуховного существования. Образ часового, который засыпает стоя, выражает застой однообразной жизни. Описание тюремной обстановки усиливает ощущение безнадежности: мрачная тишина, сырая стена, часовой у дверей, тоской исполненные звуки. Даже «зари румяной полусвет» умирает, попадая в окно тюрьмы. Этот печальный образ как бы замыкает тот круг, из которого героям невозможно вырваться.
В подавленной и угнетенной душе арестанта звуки песни вызывают давно забытые светлые чувства, которые автор именует любовью и надеждами лучших лет. Душа узника от соприкосновения с поэзией на мгновение оживает, возрождается к жизни. Поэт снова к высоким переживаниям, которые так необходимы его душе.
В груди моей все оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей…
По мнению Лермонтова, поэзия, как и искусство в целом, обладает таинственной силой, отвечающей духовной потребности человека. Сила поэзии не только возвращает к жизни, но и противостоять гнетущей пустоте существования.