Рассказ "Васюткино озеро."
3.как заблудился Васютка? Что ему выжить, выйти из леса? (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?
5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звук, о чем разговаривал с лесными жителями?
Объяснение:
1Как произошла встреча рассказчика с гардемарином? Расскажите близко к тексту весь эпизод и найдите в тексте слова, подчеркивающие доброжелательность гардемарина, который и заметил, и понял, и поддержал увлечение подростка морем.
(ответ на 1 вопрос)Проследим за тем, как рассказчик увидел своего героя: «По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму». Гардемарин мимо, а рассказчик пошел за ним. Гардемарин заметил это и оглянулся, затем оглянулся еще раз. Наконец он остановился и подозвал своего неожиданного спутника. Конечно, он тут же все понял: «Все ясно: он мечтает быть моряком».
2Как повлияла встреча с гардемарином на мечты и игры рассказчика? Показала она творческую натуру мальчика или это было ясно и ранее?
(ответ на 2 вопрос)Творческая натура и богатая фантазия рассказчика были очевидны сразу — они выразились уже в том, какую мечту он лелеял и как отреагировал на появление гардемарина. Но после этой встречи рассказчик придумал сложную игру. Он составил длинный список пароходов со звучными именами: «Полярная звезда», «Вальтер Скотт», «Хинган», «Сириус». Затем придумал список рейсов для своих пароходов и следил за их «передвижениями». Это требовало серьезных знаний, и рассказчик зачитывался многочисленными справочниками.
3Рассказчик составил список пароходов «созвучными именами». Почему он считал избранные им имена «звучными»? Сможете ли вы это объяснить?
(ответ на 3 вопрос)Кроме тех названий, которые мы привели выше, были «Адмирал Истомин», «Летучий голландец». Все эти названия были, конечно, очень звучными, то есть они сразу запоминались, были связаны с людьми или событиями, которые всем известны. Такие названия как бы бросали отблеск известности и на сами пароходы. Кстати, можно сказать, что тот, кто их придумывал, был очень начитанным человеком.
4Расскажите, сохраняя диалоги, о том, как рассказчик приобрел «к морю привычку». Попробуйте представить себя в этой же ситуации. Что, как вам кажется, пережили бы вы?
(ответ на 4 вопрос)Геленджик был «пыльным и жарким городком без всякой растительности». Но в нем была очень красивая бухта. И пожилой лодочник Анастас нашему герою привыкнуть к морю: он уехал с ним довольно далеко в море и показал, на что его лодка. При этом парус накренился, и лодка помчалась так, что вода неслась мимо на уровне борта. Ужас и восторг мальчика были беспредельны, и, по словам Анастаса, он приобрел «к морю привычку».
Тема урока: «Дорогою добра» (Рассказ К.Д. Воробьева «Настя»)
Задачи урока:
Познакомиться с биографией писателя, с его рассказом.
Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание не оставаться равнодушными.
Продолжить работу над развитием творческих учащихся.
Форма: урок-размышление.
Дидактическое оборудование: портрет писателя, аудиозапись, книги писателя, видеофрагмент.
Ход урока:
Просмотр видеофрагмента «Курский край».
- Ребята, узнаете эти места? Это все наш Курский край, богатый лесами, полями, полезными ископаемыми, но самое главное богатство – это люди, которые прославили нашу малую родину далеко за её пределами. Один из таких людей – наш земляк, известный писатель, творчество которого необычно, уникально и особенно ценно для нас, потому что его книги о наших людях, о нашей курской земле.
- Рассмотрите внимательно выставку книг и скажите, о творчестве какого писателя-земляка пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Краткое сообщение заранее подготовленного ученика о биографии писателя.
- Посмотрите на тему урока, прочитайте внимательно эпиграф, прокомментируйте его.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живёшь на земле.
Н. Водневский
- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Чему будем учиться?
- Вы правы. Мы будем учиться на примере героев рассказа К.Д.Воробьева «Настя» исследовать природу человеческой души, истоки добра и зла в человеке.
В ходе нашего исследования мы будем заполнять таблицу, которая наглядно нам увидеть истоки добра и зла в людях.
Дома вы прочитали это небольшое произведение.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?
- Почему рассказ называется «Настя»?
- О чём этот рассказ? Давайте вспомним незатейливый сюжет этого рассказа. (Краткий пересказ)
- С чего начинается рассказ?
- Какие чувства испытывает рассказчик к людям? Почему?
- Когда меняется его настроение? (С момента появления Насти)
- Найдите и зачитайте описание Насти.
- На какие детали портрета обращает внимание автор? (Голос, глаза, речь)
- Обратите внимание на речь Насти.
Е.И. Носов писал о К.Д. Воробьеве: «И было удивительным, откуда писателю, далекому от наших мест, живущему где-то в Прибалтике, доподлинно известны те редкие и уже забытые речения, которыми пользовалась еще моя бабушка. Я ведь еще не знал, что и сам он был здешним, нашенским, курским…»
Константин Дмитриевич писал свои произведения далеко от своей малой родины, но они все сочились любовью к породившей его земле.
В рассказе «Настя» множество диалектов и просторечных слов. Вспомните, что это такое и найдите примеры таких слов в речи Насти.
- Как меняется отношение рассказчика к водителю автобуса? Каким он теперь представляется ему? Почему? Какие общие черты подчеркивает автор при создании образа девочки и её отца?
- Какие слова заставляют нас испытывать к Насте и ее отцу добрые, нежные чувства?
- Внесите результат нашего исследования в таблицу.
- Найдите в тексе и зачитайте описание Королева. Каково ваше отношение к нему? Какие возникают чувства? Какая лексика автору в создании этого яркого негативного образа?
- Что особенно взволновало вас в поведении Королева, может быть, вызвало в вашей душе протест?
- А как относится ко всему живому Настя? Найдите эти фрагменты в тексте и зачитайте их.
- Настя в рассказе только однажды совершает нехороший поступок. Какой? Как вы думаете, почему она так поступила? Осуждаете ли вы ее?
- В какую колонку таблицы вы бы поместили Королева? Запишите свои выводы.
Итак, в нашей таблице слева в колонке под названием «Добро» оказались два персонажа: Настя и ее отец. В колонке справа под названием «Зло» – один персонаж – Королев.
- Кто еще является героем рассказа?
- Куда мы отнесем рассказчика? Почему? Докажите, что он носитель доброго в рассказе. Свои наблюдения внесите в таблицу.
Предлагаю вам отдохнуть и прослушать аудиозапись песни «Дорогою добра».
- Каково изображение природы в рассказе?
- Какую роль играют пейзажные зарисовки, описания живых существ? Какие чувства они пробуждают в людях, в нас с вами?
- Редким даром «открывать и показывать» сокровища природы и красоту человеческой души обладал К.Д. Воробьев.
- Так о чем же этот рассказ? (Этот рассказ о красоте природы родного края, о людях, в чьих душах живет доброта, ко всему, что нас окружает).
- Какова его основная мысль? Что хотел сказать своим читателям автор? (Любите людей, любите природу, живите в гармонии с ней и с самим собой)
- Так в чем же истоки добра в человеке? (Люди не рождаются злыми. Все дети добры, непосредственны, тонко чувствуют природу, окружающий мир. Их души проникнуты добром и состраданием к всему живому. Истоки добра в самом человеке, в его отношении к жизни, к людям, к природе).
Из предложенных вам пословиц о добре и зле выберите наиболее подходящую к проблеме, которую мы сегодня обсуждали и вклейте в свою таблицу. (Работа в парах).