Николай Васильевич Гоголь создает образ молодого человека, который становится в силу обстоятельств центром внимания небольшого уездного города. Герои комедии принимают его за ревизора, а он, в свою очередь, блестяще исполняет свою роль. Имя его - Иван Александрович Хлестаков.
В замечаниях для актеров автор описывает внешний облик героя так: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат «…» — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. «…» Одет по моде».
Развитие сюжета еще ближе знакомит читателя с Хлестаковым. Помимо перечисленных характеристик к нему добавятся и другие. Иван Александрович – мечтатель. Свои мечты он пытается осуществить в разговоре с горожанами, в особенности с дамами. Он уверяет их в том, что лично знаком с А.С. Пушкиным, что входит в высший свет общества, что именно ему принадлежат знаменитые произведения: «Фрегат «Надежды», «Московский телеграф», «Юрий Милославский».
Несмотря на отмеченную Гоголем глупость, Хлестаков не лишен изворотливости и хитрости. Понимая свое положение, он под видом денежного долга обкрадывает испуганных чиновников и умудряется «выйти сухим» из любовного треугольника. Более того, он посылает петербуржскому приятелю Тряпичкину письмо обо всех случившихся с ним приключениях. В нем Хлестаков насмехался над обманутыми людьми, не скупясь на оскорбления: «Городничий — глуп, как сивый мерин...», «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке» и т.д.
Н.В. Гоголь изобразил «маленького человека», который не отличается выдающимися качествами, но сильно хочет обладать богатством и славой. Хлестаков смеется не только над чиновниками и городничим, но и над самим собой, потому что он не лучше их. Разве что «одет по моде».
В первой половине 19 века в русской литературе появляется новый тип героев – «лишние люди». Это герои, которые не похожи на людей своего времени. Они умны, образованы, они видят и понимают проблемы и пороки окружающего общества. Но они не в силах что-либо исправить: их цели слишком идеалистичны и неопределенны, далеки от реальности и неконкретны. Они, по словам критиков, «болеют болезнью века» - пассивностью и бесполезностью существования. Прообразом этих героев стал Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума», затем родились образы пушкинского Онегина, лермонтовского Печорина, гончаровского Обломова, а завершил галерею «лишних людей» Тургенев в романах «Отцы и дети» и «Рудин». Я хочу подробнее остановится на образах Печорина и Онегина. В.Г.Белинский так писал об этих героях: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою…».
Романы «Герой нашего времени» и «Онегин» написаны с разницей в пятнадцать лет, соответственно, и время действия этих произведений различное. Евгений жил в эпоху тайных организаций, надежд на революционные преобразования. Печорину же выпало видеть духовный упадок в обществе. Тем не менее, и Евгений, и Григорий, воспитанные в духе дворянской интеллигенции, воспринимали окружающую действительность без оптимизма. Они могут строить в воображении идеалистические картины, но не делают ничего реального и полезного для других. Эти герои уходят в себя, бесцельно растрачивают силы, хотя осознают бессмысленность своего существования.
Онегин, разочаровавшись в жизни и интересах светского общества, покидает его и пытается заняться чем-то полезным. Но писать книги у него не получилось, чтение не приносило удовольствия. Быть помещиком-хозяином фермы, доставшейся в наследство от дяди, и постоянно заниматься хозяйственными делами тоже быстро надоело. Его преследует «душевная пустота» и одиночество, которые не могут развеять ни любовь, ни дружба.
Печорин более деятелен, чем Онегин, у него твердый характер и стальная воля, которая направляется на действия, его недостойные. Геройразрушает жизнь «честным контрабандистам», похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее. Если для Онегина время замерло, то Печорин обречен жить, мучаясь и принося мучения окружающим.
Почему Онегина и Печорина называют «лишними людьми»? Потому что они не приняты и не поняты большинством людей своего круга. Оба героя принимают участие в дуэлях, от руки Онегина гибнет Ленский, от пули Печорина – Грушницкий. В любви эти герои тоже «лишние». Сердце Татьяны Лариной разбито, как и сердца Веры и Мери, а Бэла погибает. На душе Онегина и Печорина тяжело, они осознают, что рождены для добра, а на самом деле несут другим людям зло.
Н.А. Доролюбов писал, что «лишние люди» предшествующих десятилетий всё же окружены некоторым романтическим ореолом и кажутся нам даже сильными личностями, исковерканными жизнью». Именно кажутся, а не есть на самом деле, потому что не жизнь их «коверкает», а они сами усложняют себе жизнь возвышенными идеалами и размышлениями. Это неплохо – иметь возвышенные идеалы, но эти идеалы обязательно должны пересекаться с делом.
Печорин и Онегин – обобщающие образы. Таких людей, отличающихся от остальных умом и высокими духовными требованиями, осознающих недостатки общества, было немало раньше и есть они и сейчас. Именно они устраивают революции и бунты, гибнут на дуэлях и призывают к действию других. Проанализировав образы «лишних людей», мы должны понять, что главное – разумное сочетание высоких идеалов и реальных дел.
Николай Васильевич Гоголь создает образ молодого человека, который становится в силу обстоятельств центром внимания небольшого уездного города. Герои комедии принимают его за ревизора, а он, в свою очередь, блестяще исполняет свою роль. Имя его - Иван Александрович Хлестаков.
В замечаниях для актеров автор описывает внешний облик героя так: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат «…» — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. «…» Одет по моде».
Развитие сюжета еще ближе знакомит читателя с Хлестаковым. Помимо перечисленных характеристик к нему добавятся и другие. Иван Александрович – мечтатель. Свои мечты он пытается осуществить в разговоре с горожанами, в особенности с дамами. Он уверяет их в том, что лично знаком с А.С. Пушкиным, что входит в высший свет общества, что именно ему принадлежат знаменитые произведения: «Фрегат «Надежды», «Московский телеграф», «Юрий Милославский».
Несмотря на отмеченную Гоголем глупость, Хлестаков не лишен изворотливости и хитрости. Понимая свое положение, он под видом денежного долга обкрадывает испуганных чиновников и умудряется «выйти сухим» из любовного треугольника. Более того, он посылает петербуржскому приятелю Тряпичкину письмо обо всех случившихся с ним приключениях. В нем Хлестаков насмехался над обманутыми людьми, не скупясь на оскорбления: «Городничий — глуп, как сивый мерин...», «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке» и т.д.
Н.В. Гоголь изобразил «маленького человека», который не отличается выдающимися качествами, но сильно хочет обладать богатством и славой. Хлестаков смеется не только над чиновниками и городничим, но и над самим собой, потому что он не лучше их. Разве что «одет по моде».
Я хочу подробнее остановится на образах Печорина и Онегина. В.Г.Белинский так писал об этих героях: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою…».
Романы «Герой нашего времени» и «Онегин» написаны с разницей в пятнадцать лет, соответственно, и время действия этих произведений различное. Евгений жил в эпоху тайных организаций, надежд на революционные преобразования. Печорину же выпало видеть духовный упадок в обществе. Тем не менее, и Евгений, и Григорий, воспитанные в духе дворянской интеллигенции, воспринимали окружающую действительность без оптимизма. Они могут строить в воображении идеалистические картины, но не делают ничего реального и полезного для других. Эти герои уходят в себя, бесцельно растрачивают силы, хотя осознают бессмысленность своего существования.
Онегин, разочаровавшись в жизни и интересах светского общества, покидает его и пытается заняться чем-то полезным. Но писать книги у него не получилось, чтение не приносило удовольствия. Быть помещиком-хозяином фермы, доставшейся в наследство от дяди, и постоянно заниматься хозяйственными делами тоже быстро надоело. Его преследует «душевная пустота» и одиночество, которые не могут развеять ни любовь, ни дружба.
Печорин более деятелен, чем Онегин, у него твердый характер и стальная воля, которая направляется на действия, его недостойные. Геройразрушает жизнь «честным контрабандистам», похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее. Если для Онегина время замерло, то Печорин обречен жить, мучаясь и принося мучения окружающим.
Почему Онегина и Печорина называют «лишними людьми»? Потому что они не приняты и не поняты большинством людей своего круга. Оба героя принимают участие в дуэлях, от руки Онегина гибнет Ленский, от пули Печорина – Грушницкий. В любви эти герои тоже «лишние». Сердце Татьяны Лариной разбито, как и сердца Веры и Мери, а Бэла погибает. На душе Онегина и Печорина тяжело, они осознают, что рождены для добра, а на самом деле несут другим людям зло.
Н.А. Доролюбов писал, что «лишние люди» предшествующих десятилетий всё же окружены некоторым романтическим ореолом и кажутся нам даже сильными личностями, исковерканными жизнью». Именно кажутся, а не есть на самом деле, потому что не жизнь их «коверкает», а они сами усложняют себе жизнь возвышенными идеалами и размышлениями. Это неплохо – иметь возвышенные идеалы, но эти идеалы обязательно должны пересекаться с делом.
Печорин и Онегин – обобщающие образы. Таких людей, отличающихся от остальных умом и высокими духовными требованиями, осознающих недостатки общества, было немало раньше и есть они и сейчас. Именно они устраивают революции и бунты, гибнут на дуэлях и призывают к действию других.
Проанализировав образы «лишних людей», мы должны понять, что главное – разумное сочетание высоких идеалов и реальных дел.