Выражение толоконный лоб означает, что в голове толокно – т. е. мука из толченых зерен. Вероятно, одной этой фразы было достаточно, чтобы православный цензор наложил на это стихотворенье свое вето, так как глупых попов не бывает, ибо если бы они были, то все священнические советы и благословения надо было бы анализировать на предмет разумности, а это, не удобно. В то же время атеистическая пропаганда с радостью ухватилась за эту фразу, вероятно думая, что если есть один глупый поп, то все попы дураки и все чему они учат (христианское учение) – глупость. Так зачем автор упомянул про толоконный лоб? А затем, что Поп именно по глупости совершил ошибки, которые стоили ему здоровья, а не по причине греховных страстей!
Не так хорош Балда.
Принято считать Балду положительным героем – простой, скромный, трудолюбивый мужик удобно противопоставляется жадному и глупому Попу. Атеистическая пропаганда отметила и это. Однако, пропаганда почему то не обратила внимание на имя этого положительного героя. Слово «балда» значит: «глупый человек, дурак» и происходит из тюркских языков, где обозначает «топор», «колун», «рукоятка сабли». Таким образом, по сюжету получается, что встретились два дурака.
Соревнование Балды с бесенком.
Принято считать, что здесь автор показывает ум и находчивость (хотя скорее хитрость) простого русского деревенского мужика. Но возможно ли человеку, каким бы хитрым и умным он ни был победить беса, который имеет ангельскую силу и многотысячелетний опыт обольщения людей? Православное учение однозначно учит, что бесов мог победить только Иисус Христос. Еще бесы изгоняются постом и молитвой (чем Балда не занимается). Поэтому когда Балда только задумал соревноваться с бесами в хитрости - он обречен на поражение. Может показаться, что Балда выигрывает, так как перехитрил бесенка и за это получил оброк с бесов. Но что такое жалкий оброк для Князя Мира сего? Это мелочь. Отдав Балде просимое, бесы достигли гораздо более важные для себя цели. 1) Укрепили самоуверенность Балды 2) Укрепили мнение в народе об умственных Балды 3) Искалечили попа лишив его возможности совершить Богослужение 4) Позволили Балде надавать щелчков Попу оскорбляя его священный сан. В шахматах есть термин «гамбит» т. е. когда один из игроков жертвует пешкой ради стратегического успеха. Вот такой гамбит как раз очень успешно и разыграли бесы. Наверное, Балда во время соревнования с бесенком чувствовал себя как начинающий шахматист, который, играя с гроссмейстером, выигрывает у него пешку. Он радуется, думает, что гроссмейстер зевнул. Но гроссмейстер не зевнул, он видит глубже дальнейшую игру.
Таким образом у Балды – пиррова победа, то есть победа равносильная поражению. Балда укрепляется в своих греховных страстях и является орудием бесов при нейтрализации священника. Вероятно Поп единственный священнослужитель в храме, следовательно, село останется без Богослужений до тех пор, пока не пришлют нового священника – бесам обеспечена полная власть.
_ Толоконный лоб.
Выражение толоконный лоб означает, что в голове толокно – т. е. мука из толченых зерен. Вероятно, одной этой фразы было достаточно, чтобы православный цензор наложил на это стихотворенье свое вето, так как глупых попов не бывает, ибо если бы они были, то все священнические советы и благословения надо было бы анализировать на предмет разумности, а это, не удобно. В то же время атеистическая пропаганда с радостью ухватилась за эту фразу, вероятно думая, что если есть один глупый поп, то все попы дураки и все чему они учат (христианское учение) – глупость.
Так зачем автор упомянул про толоконный лоб? А затем, что Поп именно по глупости совершил ошибки, которые стоили ему здоровья, а не по причине греховных страстей!
Не так хорош Балда.
Принято считать Балду положительным героем – простой, скромный, трудолюбивый мужик удобно противопоставляется жадному и глупому Попу. Атеистическая пропаганда отметила и это. Однако, пропаганда почему то не обратила внимание на имя этого положительного героя. Слово «балда» значит: «глупый человек, дурак» и происходит из тюркских языков, где обозначает «топор», «колун», «рукоятка сабли». Таким образом, по сюжету получается, что встретились два дурака.
Соревнование Балды с бесенком.
Принято считать, что здесь автор показывает ум и находчивость (хотя скорее хитрость) простого русского деревенского мужика. Но возможно ли человеку, каким бы хитрым и умным он ни был победить беса, который имеет ангельскую силу и многотысячелетний опыт обольщения людей? Православное учение однозначно учит, что бесов мог победить только Иисус Христос. Еще бесы изгоняются постом и молитвой (чем Балда не занимается). Поэтому когда Балда только задумал соревноваться с бесами в хитрости - он обречен на поражение. Может показаться, что Балда выигрывает, так как перехитрил бесенка и за это получил оброк с бесов. Но что такое жалкий оброк для Князя Мира сего? Это мелочь. Отдав Балде просимое, бесы достигли гораздо более важные для себя цели.
1) Укрепили самоуверенность Балды
2) Укрепили мнение в народе об умственных Балды
3) Искалечили попа лишив его возможности совершить Богослужение
4) Позволили Балде надавать щелчков Попу оскорбляя его священный сан.
В шахматах есть термин «гамбит» т. е. когда один из игроков жертвует пешкой ради стратегического успеха. Вот такой гамбит как раз очень успешно и разыграли бесы. Наверное, Балда во время соревнования с бесенком чувствовал себя как начинающий шахматист, который, играя с гроссмейстером, выигрывает у него пешку. Он радуется, думает, что гроссмейстер зевнул. Но гроссмейстер не зевнул, он видит глубже дальнейшую игру.
Таким образом у Балды – пиррова победа, то есть победа равносильная поражению. Балда укрепляется в своих греховных страстях и является орудием бесов при нейтрализации священника. Вероятно Поп единственный священнослужитель в храме, следовательно, село останется без Богослужений до тех пор, пока не пришлют нового священника – бесам обеспечена полная власть.