Раздел 1. Задания Задание 1. Вы прочитали роман А.С. Пушкина
«Дубровский». Выберите одну тему и напишите
сочинение.
Темы:
В чем сходства и различия между Троекуровым и Андреем
Дубровским?
Почему Маша не приняла «освобождения» из рук
Дубровского?
Почему роман «Дубровский» можно назвать
произведением о защите человеческой личности?
История любви Маши Троекуровой и Владимира
Дубровского
Мой любимый герой романа «Дубровский»
Требования к сочинению:
1. Ваши рассуждения должны быть самостоятельными, не
списывайте текст из учебника и других источников;
2. Соблюдайте четкую структуру (вступление, основная часть,
заключение), ваши рассуждения должны быть логичными и
последовательными;
3. Помните, что содержание сочинения должно
соответствовать выбранной теме;
4. Используйте текст художественного произведения для
аргументации;
5. Объем сочинения – 120-200 слов.
Стихотворение «Бородино». Восприятие,толкование, оценка Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонтовым в1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современник». Замысел этогопроизведения относится к 1831 году. В основу стихотворения легли рассказыучастников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта. Стихотворениемы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей,один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалогэтот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простогосолдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произведении М.Ю.Лермонтов «создал совершенно новый жанр народной оды, ничего общего не имеющийсо старой одой». В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин,основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Авторсопоставляет и настоящее. Восхищаясь мужеством, нравственной силой,патриотизмом русских людей, он восклицает: Да, были люди в наше время, Могучее,лихое племя: Богатыри — не вы. Истоки этого сравнения — в романтизме, в тоскеПоэта-романтика по героическому в идеализации старины, в Критическойпозиции лирического героя по отношению к своему поколению. Тот же самый мотиввозникает в финале, который полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мыможем говорить о кольцевой композиции. Основная часть — это рассказ бывалогосолдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, геройэтого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участникиБородинской битвы. Он выступает от лица русского народа. Этим обусловленаособая стилистика этого произведения, сочетающая в себе живую разговорнуюинтонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом. В речи ветеранаприсутствует мягкий народный юмор: Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу ядруга! Постой-ка, брат мусью! Но вот заходит речь о самом сражении, и онстановится серьезным, в рассказе появляются торжественные, патетические интонации:Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашныйбой!.. Образ боя является центральным образом стихотворения: Вам не видатьтаких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучалбулат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел. Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гиперболы(«Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Картина эта во многомсимволична. ««Редут», за которым бился герой, предстает центральной точкой,вокруг которой разворачиваются главные события не только Бородинскогосражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смыслбитвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй»,«И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темнойприроды «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесьпереданы события, происходящие на батарее Раевского и описанные Л.Н. Толстым вего романе-эпопее «Война и мир». Известно, что писатель называл «Бородино»зерном своего великого романа. Стихотворение написано с и трехстопных ямбов. Поэт использует различные средствахудожественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в землесырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»),риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»),анафору и синтаксический параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Ктоштык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»),метафору («он спит в земле сырой»). Велико значение этого произведения втворчестве М. Ю. Лермонтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзиио великом историческом событии повествует простой солдат, человек из народа.Причем он не только рассказывает нам о Бородинском сражении, оставленииМосквы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтовпредстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста,истинно народного художника. Тема Отечественной войны 1812 года также звучит упоэта в стихотворениях «Два великана», «Поле Бородина». Последнеестихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное вдвадцатипятилетнюю годовщину Отечественной войны 1812 года.
“Первый учитель” Ч. Айтматов ставит
перед собой задачу большую: создать
могучий реалистический образ
коммуниста-ленинца, показать плоды
его подвига, идейную и нравственную
связь между ним и новым поколением.
Грустно признавать, что порой мы
просто привыкаем к людям, которые
причастны к великим событиям, к
незабываемым годам нашей
страны. Ч. Айтматов создал живую
легенду об одном из таких людей —
о первом учителе из айла Куркуреу
Дюйшене Таштанбекове.
Этот образ очень реален. Поймет ли
современный образованный человек
титанический труд и беспримерное
мужество этого человека, подвиг,
совершенный им, сможет ли он хотя
бы приблизительно представить
себе условия и обстоятельства, в
которых пришлось работать Дюйшену.
Эта повесть укладывается всего
в двух печатных листах, а какой
накал страстей, какие социальные и
психологические проблемы и сложный
авторский замысел.
Куркуреу — айл небольшой. После
революции большинство населения
Киргизии жило именно в таких