Трудолюбие и любовь к отечеству - и смирение, незлобивость, скромность - все эти качества присущи главному герою сказа. Свойство русского человека - отношение в отечеству как к самому дорогому, что у него есть. И не было для мастеров вопроса - браться за дело или нет. Вопрос был- как отечество не посрамить! Как воплотить такое, о чём и говорить-то вслух не решались, а отправились к Николе Мценскому поддержки искать. И левша, и товарищи его , и Платов - атаман казачий - прекрасно понимали друг друга. И виляли только тогда, когда друг друга перехитрить пробовали. Но - "туляка не перевилять!" - а работу сделали замечательную! Англичан удивили!... Правда, блоха после этого танцевать перестала - рссчёт-то нарушен подковками оказался!..Об этом-то тоже не худо бы подумать и сегодня. Удивить-то всех удивили, только при этом механизм - испортили...
«Человек создан для счастья, как птица для полета» . Эта фраза действительно стала, как ее и называет 3., афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал 3., не только афоризм, но и «парадокс» . «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него» , — говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести «Без языка» , где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс 3. не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство 3.) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: «Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которо- го — добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление» . Именно врожденное несчастье ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.