Разделите на части : подул южный ветер. два цветочных семечка поняли, что весна близка — и пустили два тонких ростка. первый цветок увидел синего неба кусок, и цветочки его сразу синими стали. второй цветок с шейкою гибкой увидел солнышка золотую улыбку и надел золотую корону. и, умывшись туманом, он заявил, встав посредине поляны: — всё, что красиво — запомните это! — золотистого цвета! пшеничное зёрнышко — золотое. ясное солнышко — золотое. и хотя называюсь одуванчиком я, золотом отливает корона моя. я золотой — не то что этот синий цветок! а тебя как зовут, скажи нам, дружок? — не знаю… мне никто не сказал… вечером к ним пришел муравей: — ох, как я устал… как мне ползти нелегко… а муравейник мой так далеко! ползти в темноте по корням не хочу я. можно я у вас заночую? золотой одуванчик сделал вид, что не слышит. а синий цветок ночь на небе уже зажигает огни… оставайся со мной, и уснул муравей под синим цветком. это было чудесно! звёзды горели синим огнём. и всю ночь ему снились синие сны. снилось ему, что он в синем потоке купается и поток ему улыбается — синий поток. снилось ему, что плывет он на синем листке по глубокой реке — по синей реке. снилось ему, будто в синей ракете летит он к далёкой планете — к синей планете. утром сказал муравей, что не сможет забыть эту ночь и что будет он рад как можно скорее вернуться назад. улыбнулся цветок: — загляни к нам хотя б на минутку. прощай, — прощай, незабудка! так синий цветок узнал своё имя. но одуванчику не понравилось это. он начал расти и стал совсем золотистого цвета. и однажды снова пришёл муравей и незабудку спросил удивлённо: — а где же твой друг с золотою короной? — нет его больше… он всегда говорил так неохотно со мной и раздувался от спеси, что весь золотой. что случилось потом? на это мне трудно ответить… он вдруг побелел, стал лёгким — и сдул его южный порывистый он ничего даже крикнуть не смог. вот, остался на месте его лишь сухой стебелёк… и сказал муравей: — плохо тебе, незабудка, одной. если хочешь, я останусь с тобой. днём я буду трудиться — мне иначе нельзя. а утром, как только открою глаза, я буду тебе рассказывать свои синие сны — они, как сказки, тайны полны… — чудесно! — и незабудка, от счастья сама не своя, листочком погладила верного друга — умного
В «Словах назидания» Абая раскрывается и философская тема. Он пишет о необходимости углубленного познания явлений, тайн природы и общества, окружающего мира.
Ряд «Слов назидания» представляет собой наставление мудреца, по-знавшего законы жизни. Много и страстно пишет мыслитель о труде, нау-ке, знании, культуре, о родном и русском языках. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания» , мы видим образ граждани-на-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глу-боко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любо-вью к народу, родной стране.
Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? — писал Абай. — Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна — цветущая, многоводная, прекрасная? » Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее»