Из 32 сказок С.-Щедрина 29 написаны им в последнее десятилетие его жизни. Сказки подводят итог 40-летней творческой деятельности писателя. Основные приемы, которые использует автор: "эзопов язык" и гротеск. В сказках есть подтекст, который в некоторых случаях высказывается с полной определенностью, в иных же – требует от читателя расшифровки. В сказках противостоят 2 социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. Щ. скорбит о покорности народа, о его смиренности перед угнетателями. В сказке "Дикий помещик" прямо противопоставлены барин и мужик – мужицкая масса, уподобляемая пчелиному "рою". Помещик пожелал избавиться от мужиков, и мужики действительно чудесным образом исчезают из владений помещика, хотя и не по его а по слезной молитве вконец обездоленных и ограбленных помещиком мужиков. В итоге – помещик одичал. "Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Ходил все больше на четвереньках. Утратил даже произносить членораздельные звуки…". Одичание не только превращает помещика в зверя, но и нарушает весь естественный ход жизни, вносит в жизнь смуту. Возвращение крестьян восстанавливает этот ход, ибо только крестьяне заключают в своем бытии естественное творческое начало. В сказках С-Щ. мужик представляет силу, хотя и единственно творческую, но не побеждающую, не торжествующую, а подавленную, угнетенную, подневольную.
Из 32 сказок С.-Щедрина 29 написаны им в последнее десятилетие его жизни. Сказки подводят итог 40-летней творческой деятельности писателя. Основные приемы, которые использует автор: "эзопов язык" и гротеск. В сказках есть подтекст, который в некоторых случаях высказывается с полной определенностью, в иных же – требует от читателя расшифровки.
В сказках противостоят 2 социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. Щ. скорбит о покорности народа, о его смиренности перед угнетателями.
В сказке "Дикий помещик" прямо противопоставлены барин и мужик – мужицкая масса, уподобляемая пчелиному "рою". Помещик пожелал избавиться от мужиков, и мужики действительно чудесным образом исчезают из владений помещика, хотя и не по его а по слезной молитве вконец обездоленных и ограбленных помещиком мужиков.
В итоге – помещик одичал. "Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Ходил все больше на четвереньках. Утратил даже произносить членораздельные звуки…". Одичание не только превращает помещика в зверя, но и нарушает весь естественный ход жизни, вносит в жизнь смуту. Возвращение крестьян восстанавливает этот ход, ибо только крестьяне заключают в своем бытии естественное творческое начало.
В сказках С-Щ. мужик представляет силу, хотя и единственно творческую, но не побеждающую, не торжествующую, а подавленную, угнетенную, подневольную.